Ольга Сидорова
Консультация для родителей «Речевые игры с детьми 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ для детей 3-4 лет
Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически последовательную речь. Нельзя допускать сюсюканья, подражания детским словам, какими бы милыми и смешными они ни казались. Говорить с ребенком надо обыкновенным, доступным для его понимания языком, в нормальном темпе, ясно и четко.
Публикация «Консультация для родителей „Речевые игры с детьми 3–4 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Очень важно, проводя развивающие занятия с ребёнком стимулировать его речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, формировать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. ЛУЧШЕ развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих ИГРАХ.
Используйте для этих игр то, что ваш ребенок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» ; «А что есть у дерева? (куклы, дома, автобуса, кошки)» — «корень, ствол, ветки, листья…»
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то ПРЕДМЕТ, задавайте ему самые разнообразные ВОПРОСЫ: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?»
Так дети учатся СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов:
«- ЧТО БЫВАЕТ белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым…»
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Например: машина, мяч, кукла — это игрушки.
«КАКОГО ЦВЕТА?»
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета.
Например: красное – яблоко, красный шарик.
«КАКОЙ ФОРМЫ?»
Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы.
Например: круглое яблоко (мяч, колесо).
Другой вариант игры : взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.
Например: огурец (какой формы) – овальный.
«СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный.
Другой вариант игры : взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ручка, солнце, яблоко.
«КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.
Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз —мчится…
«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
Займитесь с ребенком превращениями.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь,
а ты сделай его маленьким». Например, стул — стульчик, лист — листочек, диван — диванчик, тарелка — тарелочка.
«ПРИДУМАЙ СЛОВО»
Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце)
-холодные слова (снег, мороз, лёд, ветер)
-круглые слова (шар, мяч, часы, луна.)
-колючие слова (укол, ёж, комар).
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Слова- антонимы: высокий- низкий, далеко- близко, грязный- чистый.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Фрукты- это….
Мебель- это…
«КОГО НЕ СТАЛО»
Разложить на столе 4 картинки или 4 игрушки, рассмотреть, спрятать одну. Спросить, какой игрушки не стало. Если ребёнок легко справляется с заданием, убирать по2 штуки.
«РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ»
Сидя на полу, перекатывая мяч друг другу задаё м вопросы:
-Где растут листья? (на ветке)
-Где растут ветки? (на дереве)
-Где растут деревья? (в лесу, у дома).
«ЧУДЕСНАЯ КОРОБОЧКА»
Взять 4-6 игрушек, рассмотреть, спрятать в коробочку.
Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочке.
УГАДАЙ ИГРУШКУ»
Взять 3-4 игрушки, ребенок должен назвать их. Взрослый рассказывает об игрушке, но не называет ее. Указывает на один-
два признака. Ребенок должен до конца прослушать описание и назвать игрушку.
«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ?»
Взрослый побуждает ребенка выделять, называть части и признаки игрушки. Можно называть их по очереди с ребенком. Чтобы ребенок не ограничивался называнием какого-либо одного признака или действия объекта, нужно заинтересовать его, «награждая» за каждый удачный ответ разными предметами- «призами». В ходе игры взрослый следит за правильным согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»
Вы задаете вопросы: «Что делают в магазине? Что делают в больнице (поликлинике?». Ребенок отвечая на них, подбирает глаголы, соответствующие определенной ситуации.
«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»
Можно показать картинку, иллюстрацию из книги и попросить назвать действия героя картинки. Затем предложите сказать, что будет делать герой картинки потом. Например: девочка кормит куклу. Покормит и уложит спать.
«ДОБАВЬ СЛОВО»
Вы начинаете предложение: «Зайчик испугался и….». Попросите ребенка правильно его закончить. Следует обратить внимание на интонацию, используйте интонацию незаконченного предложения.
«У КОГО КАКОЙ ЗВЕРЬ?»
Взрослый и ребенок описывают разных зверят. Начинает взрослый: -У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку:
- А у меня цыпленок.
-Утенок желтый.
-И цыпленок желтый.
Сначала для сравнения возьмите игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать разные игрушки: медведя и зайца, курочку и козлика.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
В шкатулке лежат предметные картинки, являющиеся существительными среднего и женского рода (яйцо, кольцо, платье, яблоко, пуговица, пирамидка, матрешка и др.). Ребенок достает картинку, взрослый задает вопросы: «Какое яйцо? Какая матрешка?» Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить его родовую принадлежность.
«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Взрослый расставляет в разных местах комнаты игрушки: утку, козу, курицу. В центре комнаты можно поставить игрушечный домик с детенышами этих животных. Спросите: «Кто, в теремке живет?»
«Кря - кря-кря», - кто это?
-Утка.
-Большая или маленькая?
-Маленькая.
-Это утенок. А утка – его мама. Помоги утенку найти маму-утку. Возьми маленького утенка. Поищи утку.
Когда ребенок найдет мам для всех малышей, он сажает игрушки парами. Еще раз рассмотрите и назовите их.
«НАЗОВИ БОЛЬШЕ СЛОВ О ПРОФЕССИИ»
Взрослый спрашивает: «А что делает врач? Что делает повар?». Ребенок должен назвать действия, которые выполняют люди этих профессий.