Ирина Подлесная
Консультация для родителей «Речевые игры: что это такое и как в них играть»
▼ Скачать + Заказать документы
"Речевые игры : что это такое и как в них играть"
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Публикация «Консультация для родителей „Речевые игры: что это такое и как в них играть“» размещена в разделах
Тем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и, главное полезным, рекомендуют играть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи», это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты», это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т. д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских поэтов. Многие русские народные потешки также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.
А в чем польза этих игр? Как уже говорилось в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношениях отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост : о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям
выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.
Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вмести со взрослыми!