Ирина Есенкова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»
Особенности детей с речевыми нарушениями.
Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.
Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.
Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей: игры, занятия, активности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)
• Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
• Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
Музыкальное воспитание способствует решению следующих задач:
Главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности, умение проявить себя на занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности.
• Воспитание любви и интереса к музыке путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями;
• Развитие навыков и умений по всем видам музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
• Развитие общей музыкальности путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.
• Воспитание и формирование музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений о музыке.
Задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями.
Музыкальное воспитание в детском саду в логопедических группах проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями.
На занятиях вместе с музыкальными задачами решаются и коррекционные задачи, такие как:
• Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Каждый ребёнок должен «найти себя», проявить себя в каком-либо виде музыкальной деятельности, почувствовать эмоциональный отклик от своей деятельности;
• Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Встречи с музыкой способствуют развитию музыкальной памяти, внимания, развивают музыкальный слух и умение слышать и слушать;
• Развитие ориентировки в пространстве, снятие зажатости и мышечного напряжения, музыкально-ритмических навыков и умений;
• Как следствие, воспитание правильной речи, стремление к общению, к участию в игре, в движении;
• Развитие музыкальных способностей способствует развитию речи, корректируется произношение чётко слов и их окончаний, исправляется невнятное произношение.
Условия для успешной работы с детьми:
• Знания психофизических и речевых особенностей детей, учёт этих особенностей, состава группы и её речевого профиля при планировании работы.
• Знание основной общеобразовательной программы, как основного документа, в котором изложен объём навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
• Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом.
• Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
• Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, внимание к своему поведению, своей речи.
• Творческий подход в выборе при выборе материала, методических приёмов.
• Соблюдение дидактических принципов обучения : систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.
Музыкальная деятельность очень важна для детей, страдающих нарушениями речи.
Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, развивает эмоциональную отзывчивость детей, расширяет их кругозор, способствует развитию речи.
У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, а слушание музыки развивает и память, и внимание.
Неоценима роль игры на детских музыкальных инструментах в:
• развитии внимания и памяти;
• развитии координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);
• развитии мелкой моторики пальцев рук (металлофон, колокольчик треугольник);
• развитии музыкально-ритмического чувства.
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности.
Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Следующий вид исполнительской деятельности - музыкально-ритмические движения, который включает в себя упражнения, пляски, игры.
Игра является основным видом деятельности дошкольников. С её помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова).
Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
А без музыкально-ритмических движений и танцевальной деятельности в логопедических группах не обойтись. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку способствуют развитию координации пения с движением, движения и слова.
Через музыкально-дидактические игры развивается звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, фонетико-фонематического слух, мыслительные процессы.
Одним из важнейших видов деятельности с детьми является логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З. Пунина, Л. Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).
В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.
Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально, активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку, объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах, расслабляет (физически, концентрирует (музыка звучит – играю на ложках, музыка закончилась – не играю). Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы, во время исполнения танцевальных движений.
Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании, с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен, а
соответственно происходит развитие умственной сферы детей.
Таким образом, все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей имеют особое значение. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне обучающие, развивающие и коррекционные задачи решаются весьма результативно.