Папки-передвижки

Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»

Ирина Есенкова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»

Особенности детей с речевыми нарушениями.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей: игры, занятия, активности“» размещена в разделах

• Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)

• Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

• Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Музыкальное воспитание способствует решению следующих задач:

Главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности, умение проявить себя на занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности.

• Воспитание любви и интереса к музыке путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

• Обогащение детей музыкальными впечатлениями;

Развитие навыков и умений по всем видам музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Развитие общей музыкальности путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.

• Воспитание и формирование музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений о музыке.

Задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями.

Музыкальное воспитание в детском саду в логопедических группах проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями.

На занятиях вместе с музыкальными задачами решаются и коррекционные задачи, такие как:

Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Каждый ребёнок должен «найти себя», проявить себя в каком-либо виде музыкальной деятельности, почувствовать эмоциональный отклик от своей деятельности;

• Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Встречи с музыкой способствуют развитию музыкальной памяти, внимания, развивают музыкальный слух и умение слышать и слушать;

Развитие ориентировки в пространстве, снятие зажатости и мышечного напряжения, музыкально-ритмических навыков и умений;

• Как следствие, воспитание правильной речи, стремление к общению, к участию в игре, в движении;

Развитие музыкальных способностей способствует развитию речи, корректируется произношение чётко слов и их окончаний, исправляется невнятное произношение.

Условия для успешной работы с детьми:

• Знания психофизических и речевых особенностей детей, учёт этих особенностей, состава группы и её речевого профиля при планировании работы.

• Знание основной общеобразовательной программы, как основного документа, в котором изложен объём навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.

• Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом.

• Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.

• Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, внимание к своему поведению, своей речи.

• Творческий подход в выборе при выборе материала, методических приёмов.

• Соблюдение дидактических принципов обучения : систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Музыкальная деятельность очень важна для детей, страдающих нарушениями речи.

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, развивает эмоциональную отзывчивость детей, расширяет их кругозор, способствует развитию речи.

У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, а слушание музыки развивает и память, и внимание.

Неоценима роль игры на детских музыкальных инструментах в:

развитии внимания и памяти;

развитии координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);

развитии мелкой моторики пальцев рук (металлофон, колокольчик треугольник);

развитии музыкально-ритмического чувства.

Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности.

Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Следующий вид исполнительской деятельности - музыкально-ритмические движения, который включает в себя упражнения, пляски, игры.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. С её помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова).

Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

А без музыкально-ритмических движений и танцевальной деятельности в логопедических группах не обойтись. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку способствуют развитию координации пения с движением, движения и слова.

Через музыкально-дидактические игры развивается звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, фонетико-фонематического слух, мыслительные процессы.

Одним из важнейших видов деятельности с детьми является логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З. Пунина, Л. Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.

Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально, активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку, объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах, расслабляет (физически, концентрирует (музыка звучит – играю на ложках, музыка закончилась – не играю). Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы, во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании, с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен, а

соответственно происходит развитие умственной сферы детей.

Таким образом, все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей имеют особое значение. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне обучающие, развивающие и коррекционные задачи решаются весьма результативно.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 13:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Речевое развитие детей: игры, занятия, активности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Есенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД