Светлана Георгиевна Максимова
Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Нарушение же фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Фонематический слух имеет большое значение для полноценного усвоения звуковой структуры речи
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем фонематический слух у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе речевого развития. Посредством применения различных игр и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.
Игры для развития фонематического слуха :
«Назови одинаковый звук в словах»
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова с заданным звуком: мак, конь, карандаш, сумка — дети должны назвать одинаковый звук (к, который есть в этих словах.
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый предлагает определить, с какого звука начинается слово.
Например: дом-Д, книга –К.
«Исправь ошибки»
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Кочка ловит мышку.
Коса пасется на лугу.
Колова даёт молоко.
Собаха сторожит дом.
«Составь слово»
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Составьте из них слово: Ж-У-К — жук…
«Определи место звука в слове»
Цель: развивать умение определять место звука в слове.
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Р в словах: комар (в конце, рысь (в начале, корова (в середине).
«Найди звук»
Цель: формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово: ко. (т, бара. (н, като. (к…
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, умение придумывать слова на определенный звук.
Дети по очереди говорят по одному слову, каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
Например: санки - игрушка – автобус – сом – мост – танк…
«Любопытный»
Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука, например: [Р].
- Где был? – На рыбалке.
- Кого видел? -Рыбу.
- Куда собираешься? –На рынок.
- Что будешь покупать? - раков и т. д.
Использование предложенных игр и упражнений в работе может дать эффективные результаты по формированию фонематического слуха у дошкольников.