Светлана Георгиевна Максимова
Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Нарушение же фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Фонематический слух имеет большое значение для полноценного усвоения звуковой структуры речи
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе речевого развития. Посредством применения различных игр и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.
Игры для развития фонематического слуха :
«Назови одинаковый звук в словах»
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова с заданным звуком: мак, конь, карандаш, сумка — дети должны назвать одинаковый звук (к, который есть в этих словах.
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый предлагает определить, с какого звука начинается слово.
Например: дом-Д, книга –К.
«Исправь ошибки»
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Кочка ловит мышку.
Коса пасется на лугу.
Колова даёт молоко.
Собаха сторожит дом.
«Составь слово»
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Составьте из них слово: Ж-У-К — жук…
«Определи место звука в слове»
Цель: развивать умение определять место звука в слове.
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Р в словах: комар (в конце, рысь (в начале, корова (в середине).
«Найди звук»
Цель: формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово: ко. (т, бара. (н, като. (к…
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, умение придумывать слова на определенный звук.
Дети по очереди говорят по одному слову, каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
Например: санки - игрушка – автобус – сом – мост – танк…
«Любопытный»
Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука, например: [Р].
- Где был? – На рыбалке.
- Кого видел? -Рыбу.
- Куда собираешься? –На рынок.
- Что будешь покупать? - раков и т. д.
Использование предложенных игр и упражнений в работе может дать эффективные результаты по формированию фонематического слуха у дошкольников.