Получи документы

Консультация «Фонематический слух»

Ольга Новикова
Консультация «Фонематический слух»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематический слух - основа речи

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Публикация «Консультация „Фонематический слух“» размещена в разделах

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы.)

«Угадай, что делать»

Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал»

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: бак-мак, роса- роза, пакет-багет, дрова- трава и др.

«Кто внимательный»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ - дети кричат в лесу. Или ИА - как кричит ослик. Или УА - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! И т. п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком.

«Паровозик»

Взрослый предлагает ребенку помочь птицам и животным «сесть» в вагоны (можно использовать игрушки или картинки с изображением животных и птиц). В первый вагон должны «сесть» те, у кого в названии первый слышится, например, звук Н, во второй – где звук Н – стоит в середине слова, в последний вагон – чьё название заканчивается звуком Н. Пример: носорог – ворона – слон.

Публикации по теме:

Консультация «Дизартрия» ДИЗАРТРИЯ Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Как развивать музыкальный слух у детей Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за.

Консультация для воспитателей ДОУ «Фонематический слух — основа правильной речи ребёнка-дошкольника» Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и.

Консультация по ПДДКонсультация по ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Консультация «Витамины» Нужны ли летом витамины для детей? Нужны ли летом витамины для детей - это вопрос, который заботит всех родителей. С одной стороны, летом.

Консультация «Закаливание» «Применение закаливающих солнечных и водных процедур» Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов.

Консультация «Запреты» "Отойди от туда. Куда ты лезешь?Не бери песок в руки. Не садись на песок. Не бери игрушки. Не ломай кулич. Не ори. Не смейся так громко. " И.

Родительское собрание «Фонематический слух. Зачем его развивать?» Родительское собрание «Фонематический слух. Зачем его развивать?» 1. Вступительное слово воспитателя. 2. Выступление учителя-логопеда.

Консультация «В игры играем — фонематический слух развиваем» Фонематический слух - это умение различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного. Если фонематический слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фонематический слух»
Опубликовано: 11 октября 2018 в 16:42
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Фонематический слух»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД