Папки-передвижки

Консультация «В игры играем — фонематический слух развиваем»

Серебреникова Наталья
Консультация «В игры играем — фонематический слух развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематический слух - это умение различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного.

Если фонематический слух не сформирован, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Последствия несовершенства фонематического слуха?

Прежде всего, проблемы с письмом, а в дальнейшем с русским языком.

Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

Публикация «Консультация „В игры играем — фонематический слух развиваем“» размещена в разделах

— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);

— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);

— не дописываются окончания слов.

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития!

Как правильно развивать фонематический слух?

I. Первый этап развития фонематического слуха – восприятие неречевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов)

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.

«Скажи, что ты слышишь?»

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Ребенку показывают и называют предметы, демонстрируют их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Радисты»

Ребёнок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.

«Угадай, кто кричит».

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости.

«Тихо - громко!»

Оборудование: музыкальные инструменты.

Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.

«Бум»

Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького

Взрослый объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Предлагают послушать песенки и определить, кто поет.

II этап – развитие речевых звуков.

• Сопоставление слов

"Правильно-неправильно".

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Например: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

«Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

дом, ком, лом, сом

мишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

«Назови лишнее слово»

Взрослый отчетливо называет 3-4 слова. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных.

Например:

Ком – ком – кот – ком

Канава – канава – какао - канава

Минута – минута – монета – минута

Колено – колено – колено – полено

Панама – панама – помада – панама

• Сопоставление звуков

«А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Лодка, стул, лампа – л; рыба, ковер, крыло – р.

«Поймай звук»

Хлопни в ладоши, если в слове слышится звук «м»: мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло

«Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее речевое развитие ребенка, тем грамотнее он будет писать!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи» Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической.

Консультация «Фонематический слух» «Плохо говорит.», «Не произносит шипящие звуки.», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими».

Фонематический слух — основа правильной речи ребенк дошкольного возраста Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и.

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено,.

Консультация для родителей «Что такое фонематический слух?» Система упражнений для развития фонематического восприятия Консультация для родителей: «Вы спрашивали…» Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Как развивается.

Консультация для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи» «Фонематический слух – основа правильной речи»Цели: 1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух». 2. Дать дальнейшие рекомендации.

Консультация «Вместе на кухне мы играем — речь развиваем!» Игры на развитие речи: Очень важно называть все своими именами - виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность, кухонные.

Советы психолога «В игры играем — память развиваем» МДОБУ Усть-Ярульский детский сад № 14 «Тополёк» Памятка для родителей В игры играем – память развиваем. педагог-психолог Булова Р. В.

В игры играем — восприятие развиваем. Памятка ! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков. Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «В игры играем — фонематический слух развиваем»
Опубликовано: 24 марта 2018 в 23:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «В игры играем — фонематический слух развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Серебреникова Наталья (УИ 1487122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД