Серебреникова Наталья
Консультация «В игры играем — фонематический слух развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - это умение различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного.
Если фонематический слух не сформирован, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Последствия несовершенства фонематического слуха?
Прежде всего, проблемы с письмом, а в дальнейшем с русским языком.
Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);
Публикация «Консультация „В игры играем — фонематический слух развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);
— не дописываются окончания слов.
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития!
Как правильно развивать фонематический слух?
I. Первый этап развития фонематического слуха – восприятие неречевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов)
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.
«Скажи, что ты слышишь?»
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Ребенку показывают и называют предметы, демонстрируют их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Радисты»
Ребёнок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.
«Угадай, кто кричит».
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости.
«Тихо - громко!»
Оборудование: музыкальные инструменты.
Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.
«Бум»
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького
Взрослый объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Предлагают послушать песенки и определить, кто поет.
II этап – развитие речевых звуков.
• Сопоставление слов
"Правильно-неправильно".
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.
Например: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
«Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
дом, ком, лом, сом
мишка, мышка, миска
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Назови лишнее слово»
Взрослый отчетливо называет 3-4 слова. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных.
Например:
Ком – ком – кот – ком
Канава – канава – какао - канава
Минута – минута – монета – минута
Колено – колено – колено – полено
Панама – панама – помада – панама
• Сопоставление звуков
«А ну-ка, догадайся!»
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Лодка, стул, лампа – л; рыба, ковер, крыло – р.
«Поймай звук»
Хлопни в ладоши, если в слове слышится звук «м»: мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло
«Слово на ладошке»
Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.
Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее речевое развитие ребенка, тем грамотнее он будет писать!