Ирина Подлесная
Методические рекомендации для родителей «Развиваем фонематический слух»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для родителей
Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению, подготовки к грамотному письму.
Фонематический слух сам по себе не развивается. Это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения, под руководством взрослых.
Публикация «Методические рекомендации для родителей „Развиваем фонематический слух“» размещена в разделах
На занятиях дети знакомятся с понятиями «звук», «слог», «слово», узнают, что слова состоят из разных звуков, могут звучать по разному и сходно, а звуки в слове находятся в определенной последовательности.
Слова различаются по длине, звучанию. Звуки делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие. А в произношении слов важна интонация, ударение.
Затем дети учатся выделять первый и последний звуки в слове, находить место звука в слове.
Уровень фонематического слуха у ребенка можно проверить, а в случае если он не достаточно развит, совершенствовать в специальных играх и заданиях.
Если вы решили позаниматься с ребенком:
- объясните ему задание, проследите за выполнением;
- обыграйте задание, увлеките ребенка игрой.
Занятия не должно утомлять ребенка. В завершении не забудьте похвалить малыша за старание.
1. Послушай внимательно и скажи, какое слово произнесено (по звукам) :
Д. О. М., К. О. Т., У. Т. К. А., С. Т. О. Л., В. А. З. А.
2. Какими звуками отличаются слова?
Кот-год сом-дом ветка-сетка
Коса-лоза ложка-кошка бочка-ночка
3. На какой звук начинаются слова?
Мяч, сон, танк, лес, игла, дым
4. Какое слово длиннее?
Юбка-юбочка, лента-ленточка,
Змея –червячок, книга-книжечка
5. Звуковая цепочка. Назови следующее слово, чтобы оно начиналось
На последний звук предыдущего слова.
Кот – танк – крокодил - лиса – аист -…
6. Похожи или нет слова по звучанию.
Мишка –миска, рак – мак
Тетрадь – лошадь, корова – лошадь,
Пол –гол, миска –киска
7. По очереди называй длинные и короткие слова.
Дом – карандаш – жук – самолет – мяч – черепаха -…
8. Если услышишь звук «Ж» хлопни в ладоши.
Лужа –муха – жук – шишка – жираф – собака – жаба -…
9. Подскажи словечки
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра).
Здесь хорошее местечко
Протекает рядом (речка).
10. Повтори за мной чистоговорку:
Бы –бы – бы – во дворе стоят столбы.
Да – ду – да – гудят провода.
Жа –жа – жа – есть иголки у ежа.
Зо – зу – за – уходи домой коза.
Ма – ми – мо – едим эскимо.
Ры – ре – ра – вот и кончилась игра.
11. Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием «рифмой»
Лисичка – сестричка – синичка - …
12. Повтори скороговорки:
- Петя пилой пилит пень.
- На мели мы налима нашли.
- На дворе трава,
На траве дрова.
- Проворонила ворона вороненка.