Любовь Нестеренко
Консультация для родителей «Развития быстроты у детей в старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Быстрота как двигательное качество — это способность человека совершать двигательное действие за минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Быстрота является одним из комплексных двигательных качеств любого человека. При развитии такого качества как быстрота движений у детей старшего дошкольного возраста предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью может уже в дошкольном возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные и спортивные игры имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. В старшем дошкольном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой, различные эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени). Быстрота двигательной реакции, то есть быстрота ответа ребенка движением на любой сигнал (световой, звуковой, тактильный, представляет собой сенсомоторную реакцию.
Публикация «Консультация для родителей „Развития быстроты у детей в старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал. Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора — это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов, который заранее обусловлен (например, реагировать на красный и не реагировать на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх. Время сложных реакций значительно длиннее времени простой реакции за счет «центральной задержки», дифференцировки сигналов.
Простые реакции обладают свойством переноса: если ребенок быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции, наоборот, отличаются специфичностью. Если ребенок относительно быстро реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не означает, что он будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов.
Измеряют быстроту двигательной реакции в секундах и миллисекундах. Обычно не прибегают к специальным упражнениям для развития быстроты реакций. Простая реакция хорошо развивается в ходе выполнения различных скоростных упражнений. Однако в обратном направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая быстроту реакции, нельзя увеличить быстроту движений. Особенно ценны для развития быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры. Основной метод -повторное возможно более быстрое реагирование на появляющийся сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений, также дает хорошие результаты. Применяют и сенсомоторный метод, при котором увеличение способности различать временные интервалы приводит к повышению скорости реагирования на сигналы.
В детском саду на занятиях по физической культуре, время реакции развивают с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу воспитателя). Хорошим средством развития быстроты реагирования являются подвижные спортивные игры. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в дошкольном возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.
Для развития частоты и быстроты движений применяют повторный, повторно - прогрессирующий и переменный методы упражнения. При этих методах дистанция бега подбирается такой длины, чтобы в конце ее скорость не снижалась и при повторных попытках. В связи с тем, что работа с максимальной интенсивностью протекает в анаэробных условиях, интервалы отдыха между попытками следует устанавливать достаточными для погашения кислородного долга. Их можно заполнить легким бегом, спокойной ходьбой.
Значительные интервалы отдыха приводят к снижению плотности занятий, поэтому развивать быстроту движений у дошкольников на занятиях целесообразно другими методами: игровым и соревновательным, при которых эмоциональное возбуждение выше и поэтому создаются лучшие условия для проявления скоростных возможностей.
Если скоростная работа выполняется на фоне сильного утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты. Большое количество упражнений, применяемых для развития такого качества быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов, кровообращения. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди.