Анастасия Бабина
Консультация для воспитателей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 20-х годов двадцатого века приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
П. П. Блонский высказал свою точку зрения в теории о строении памяти ребенка, разделив ее на четыре временные составляющие. Первая составляющая – моторная (двигательная, которая представляет собой условные рефлексы, начиная с первых движений новорожденного. Следующей составляющей является эмоциональная память ребенка, которая основана на запоминании информации и ее усвоении в виде эмоций, вызываемых этой информацией. По ходу формирования сознания и развития образности мышления ребенка его память становится образной, где информация хранится в виде образов и понятий. И по мере развития у ребенка такого механизма, как общение, память становится словесной.
Исследования А. А. Люблинской в области развития памяти в дошкольном возрасте показали, что на протяжении дошкольного возраста наблюдается переход :
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от расплывчатого образа, в котором нет основных частей, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, т. е. отражающие предметы в многообразии связей [20].
В начале дошкольного возраста память носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок еще не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить и не использует при этом специальных средств. Запоминание и припоминание преимущественно включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри нее. Но непроизвольность памяти вовсе не означает ее механичности. Для памяти характерна своеобразная работа над материалом запоминания. Эта работа никогда не заключается в простом повторении. За ним всегда стоит переработка материала, связанная с необходимостью воспроизведения. Эта переработка не может быть просто сведена к пониманию, осмыслению материала. В ней кроме понимания можно всегда заметить выделения некоторых элементов, особенно важных для будущего воспроизведения. В дошкольном возрасте такая работа тоже происходит, но она зависит всецело от того, в какую деятельность включены процессы запоминания.
Исследование З. М. Истоминой, посвященное развитию памяти у детей-дошкольников, показало, что главная особенность процессов памяти, которые происходят в этот период, заключается именно в том, что процессы запоминания, припоминания из непроизвольных превращаются в намеренные, произвольные. Это означает, что перед ребенком выделяется сознательная цель запомнить, припомнить, и он научается активно достигать этой цели.
А. Н. Леонтьев указывает, что сам по себе факт формирования произвольной памяти в дошкольном возрасте не является неожиданным, но самое важное заключается в том, как протекает этот процесс и чем он внутренне обусловлен.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание, возникающих в ходе познавательной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.
В старшем дошкольном возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомнить. Произвольное, преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольному запоминанию. Ребенок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приемы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование.
Р. С. Немов считает, что переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
В. С. Мухина отмечает, что овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.
Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание различными вопросами. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В результате дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.
В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Ребенок 6-7 лет в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10-15 после их однократного предъявления и 5-6 слов. Характерно, что в противоположность детям младшего дошкольного возраста, у которых имеет место значительная разница в продуктивности запоминания предметов и слов, дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный. Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление между ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание.
Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь освоением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память дошкольника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную, произвольную. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.
Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в познавательной деятельности.
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.
Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте, можно отметить, что в данном возрастном периоде осуществляется переход к оперированию обобщенными образами, формируется четкий образ, вызывающий определенное отношение к нему ребенка, и динамическое отображение, используемое в различных видах деятельности, а также осуществляется процесс развития словесно-логической памяти. Организуя процесс развития памяти дошкольников, необходимо использовать специальные средства и приемы, способствующие эффективному запоминанию.
Список используемой литературы:
1. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Бочарова, С. П. Психология и память : Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. - М. : Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с.
4. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : ЧеРо, 1998. - С. 616-625