Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения детей посредством организации театрализованных игр»

Капустина
Консультация для родителей «Развитие творческого воображения детей посредством организации театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей "Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством организации театрализованных игр

Публикация «Консультация для родителей „Развитие творческого воображения детей посредством организации театрализованных игр“» размещена в разделах

Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, игровая деятельность дошкольников играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. (1)

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка. Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладываются основы их развития. Об этом писали известные ученые Л. С. Выготский, Л. А. Венгер. Дошкольное детство это благодатный период для развития творческого воображения детей. Формирование предпосылок воображения – личного жизненного опыта ребенка, его потребностей, интересов и мотивов поведения, образного видения действительности и комбинаторных способностей – все это является обязательной платформой будущего воображения.

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

При выполнении творческого задания создания драматического образа у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, широко использовать, преобразовывать прошлый опыт.

В процессе театральной деятельности на всех этапах овладения художественным образом возможно выполнение творческих заданий, стимулирующих воображение ребенка.

Психологической основой организации процесса театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях являются особенности восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации. К режиссерским играм в детском саду можно отнести настольные, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. При этом может быть использованы куклы – бибабо (куклы, надетые на палец, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплащается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец. Для того, чтобы театрализованные игры в группе имели место, к этому должен быть готов и сам воспитатель.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка на играх – занятиях.

Их цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

- Интонацией

- Позой

- Жестами

- Мимикой

- Пантомимикой

В театрализованных играх воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, а через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм.

Существует множество различных видов деятельности, направленных на формирование и развитие творчества у детей, но мы поговорим о театрализованных играх. Это наиболее эффективный и наглядный способ привить детям необходимые навыки и умения, научить их действовать в определенных ситуациях, показать на конкретных примерах некоторые законы жизни и правила. Кроме того, именно через игру дети могут научиться мыслить и обдумывать свои поступки, именно в игре они могут раскрыть свои таланты и скрытые способности, что непременно пригодится им в дальнейшем обучении и в дальнейшей практической жизни.

Известно, что для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»

Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Игра, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Что касается театрализованных игр, то они непосредственно связаны с другими видами деятельности дошкольников. Они органично вливаются в занятия по таким темам как окружающий мир, художественная литература, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность. Кроме того, большинство подобных игр и упражнений могут применяться на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют

развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, театр в дошкольной практике способен решить ряд важных проблем, таких как:

- формирование эстетического вкуса;

- нравственное воспитание;

- художественное образование и воспитание детей;

- развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

- воспитание воли;

- развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монологической и диалогической);

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности;

- решение конфликтных ситуаций через игру.

Применение театрализованных игр на занятиях помогает детям раскрыть свой духовный и творческий потенциал, раскрепоститься и таким образом приобщиться к социальному миру взрослых.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Здесь возможна импровизация, которая может касаться не только текста, но и сценического действия. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности, здесь наиболее важна интонация и мимика.

Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображенияМастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие творческого воображения детей посредством организации театрализованных игр»
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 10:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие творческого воображения детей посредством организации театрализованных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Капустина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД