РИММА РЕИМБАЕВА
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений занятий танцем является развитие творческих способностей детей.
Основными задачами работы по хореографии являются:
увлечь, заинтересовать музыкой;
воспитывать у ребёнка начало музыкальной культуры;
дать необходимые двигательные навыки;
дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела;
способствовать гармоничному развитию души и тела ребёнка;
развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствами музыкально – ритмических движений;
способствовать общему развитию детей.
Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.
Музыкально — ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию.
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. Поэтому я на своих занятиях стараюсь все движения преподносить в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляю музыкальное сопровождение – которое благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Для создания атмосферы увлеченности на занятиях я использую разговорно – игровой метод, который позволяет естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Выразительная разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением и с музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который накрепко связывает движение и музыку.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои танцевальные занятия я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. д.
Я считаю, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект, развивают творчество детей.
Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому я очень осторожно подхожу к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
На танцевальных занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25минут, 6-7лет–30минут).
На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью включаются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии используются в занятия музыкальные игры.
Занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной части. Вводная часть начинается с поклона. Затем следует основная часть, которую составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки, задания на построение и перестроение. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, пальчиковая гимнастика. В этой части занятия дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп–умеренный.
На занятии используются:
1. Основные виды движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т. д., широкий («волк», острый (бежим по «горячему песку»).
в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие подскоки, боковой галоп и др.
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
3. Плясовые движения.
– Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков, шаг польки, приставной шаг, подскоки и др.