Дарья Веселова
Консультация для родителей «Развитие речи детей трех-четырех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте трех-четырех лет у детей продолжает активно развиваться речь, пополняться словарный запас. К трем годам у ребенка, по исследованиям психологов, в норме появляется фразовая речь, то есть первые предложения: «Мама, дай!», «Я хочу гулять» и так далее. В речи ребенка присутствует больше существительных и глаголов, чем прилагательных, что соответствует наглядно-действенному мышлению ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей трех-четырех лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Однако над развитием речи ребенка в раннем возрасте можно и нужно работать, и главная роль здесь, как в целом в воспитании ребенка, принадлежит родителям. Много времени для специальных занятий с ребенком вам не понадобиться, каких-то глубоких знаний – тоже.
По дороге в детский сад (даже если вы возите его на машине) обратите внимание ребенка на изменения в природе, попросите его рассказать, что он видит вокруг. Заодно у ребенка будут постепенно складываться представления о признаках различных времен года. Если у вашего ребенка уже присутствует фразовая речь, можно предложить ему поиграть в игру «Подбери слово - действие» : пусть найдет как можно больше ответов на вопрос: «Что делает собака?» (лает, охраняет, сидит). Начните играть с малышом в игру «Скажи, какой?» Например, собака большая, черная, добрая, смешная, красивая. Однако в словаре ребенка прилагательных еще недостаточно для полноценной игры, поэтому сначала сами придумывайте и называйте как можно больше прилагательных.
Когда приходите домой и кормите малыша ужином, проговаривайте свои действия, называйте названия блюд. После еды расспросите ребенка о том, как прошел у него день в детском саду. Помогайте ему наводящими вопросами.
К четырем годам у ребенка осуществляется переход от ведущей предметно-манипулятивной деятельности (простых манипуляций с игрушками) к игровой. Как можно больше играйте с малышом в сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Больница», «Кошка и котенок» (дети до самой школы любят этот игровой сюжет, «Детский сад». Последняя игра поможет вам узнать о том, какие у ребенка отношения с педагогами и детьми в детском саду, выявит то, что ребенок не всегда может рассказать в обычной беседе. И, конечно, развивая игровую деятельность ребенка, вы способствуете развитию его связной речи.
Не забывайте читать детям перед сном книги. Без чтения вслух невозможно овладеть всей глубиной родного языка. К. И. Чуковский, А. Барто, С. Я. Маршак, Ш. Перро станут вашими верными помощниками в деле развития ребенка. Обратите особое внимание на чтение и пересказ (сначала свой ребенку, а затем наоборот) русских народных сказок. Старайтесь сами употреблять в речи как можно больше потешек, прибауток, пословиц. Пойте ребенку колыбельные песни. Ведь в дошкольном возрасте ребенок очень восприимчив к фольклору, а народная педагогика говорит о его неоспоримом влиянии на развитие речи ребенка.
И, конечно, вы слышали о важности развивать мелкую моторику ребенка. Ведь выполняя дифференцированные движения пальцами, активизируются речевые центры головного мозга. Мелкую моторику можно развивать не только с помощью специальных игр (шнуровок, вкладышей и т. д., но и привлекая ребенка к посильной помощи по хозяйству: пусть поможет вам пересыпать или перебирать крупу, месит тесто руками. В три-четыре года однозначно пора учить ребенка пользоваться ножницами. Сделать это чрезвычайно просто: достаточно вручить ребенку ножницы, бумагу, старые журналы или картинки, которые не жалко испортить, и просто приглядывать за безопасностью малыша. Он быстро овладеет необходимым навыком.
Второй по значимости после сюжетно-ролевой игры у ребенка – это продуктивная деятельность (рисование, лепка и аппликация). Пальчиковые краски, гуашь, карандаши и фломастеры, акварель и восковые мелки, пластилин и (или) соленое тесто, цветная бумага должны быть в доступе у ребенка. Запачканная одежда или даже ковер или обои – дело поправимое, зато ваш сын или дочь получат огромное возможности для речевого и художественного развития.
Как вы уже поняли, развитие речи происходит при любом оречевленном взаимодействии с детьми. Разговаривайте с ними, выслушивайте их как можно внимательней, находите время для того, чтобы провести вместе время с радостью для вас, и для вашего ребенка. И ваш малыш обязательно будет разговаривать с каждым днем все лучше и лучше.