Елена Селиванова
Консультация для родителей «Кризис трех лет. Проявление кризиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет известен в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам». К нему неоднократно обращались многие исследователи и специалисты-практики, но по прежнему он остается. что называется, «горячей темой» дошкольного воспитания, именно в практическом плане. В данное время актуальность кризиса трех лет обусловлена тремя обстоятельствами: во первых, чрезвычайно высокой значимостью данного этапа для развития личности; во-вторых, резким нарастанием сложности и разнообразия межличностного взаимодействия, как на уровне «ребенок-взрослый, так и на уровне «ребенок-ребенок»; в-третьих, снижением возраста начала активной социализации в современных условиях. По сути дела, речь идет о социальной ситуации, новизна которой обусловлена тем, что потребности и функциональные возможности одного из ее участников-ребенка-кардинально отличаются от его потребностей и возможностей на предшествующем этапе развития. При этом чрезвычайно важно отчетливо обеспечить его субъективную позицию. Вполне понятно, что в рассматриваемом возрасте ребенок объективно не способен самостоятельно выступать в роли полноценного субъекта, поэтому обеспечение ему возможности реализовывать свою субъективность- задача взрослых. В данном контексте одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является работа с родителями, направленная на объяснение в доступной форме основных закономерностей развития ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия с ним. Проводимый мною мониторинг семейного и образовательного статуса родителей первых младших групп позволяет сделать анализ особенностей родительского коллектива. В большей части это молодые полные семьи, имеющие одного ребенка и достаточный уровень образования для восприятия психолого-педагогической информации. В связи с этим были определены следующие цели и задачи работы по ранней социализации детей.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трех лет, Проявление кризиса“» размещена в разделах
Цель: повысить социальную грамотность и компетентность родителей о возрастном кризисе трех лет как определяющем факторе развития личности ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с причинами и формами проявления кризиса трех лет
-научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, желание:
а) доказать свою независимость;
б) быть признанными, как личность;
в) выработать собственные нормы и правила;
г)отстоять свою точку зрения; -предложите родителям эффективные способы взаимодействия с ребенком и воспитательного воздействия, ведущие к снижению упрямства и негативизма в объективно сложных, потенциально сложных ситуациях. В результате решения данных задач нами совместно выработаны основные правила поведения взрослых в разных ситуациях проявления кризиса трех лет. Трехлетние дети не только забавные и смышлёные карапузы, но и вполне самостоятельные личности. Кризис трех лет считается самым ярко выраженным. В это время поведение взрослых во многом определяет путь развития ребенка.
Требования к поведению взрослых.
Проявление кризиса. Поведение взрослых.
Самоутверждение. Принимать как должное возрастной негативизм ребенка; свести к минимуму попытки запрещать что-либо детям; поощрять детскую самостоятельность; переводить стремление к самостоятельности в игровую деятельность
Манипулирование взрослым. Уважать себя - особенно в глазах ребенка: заменой раздражению должно стать хладнокровное поведение; не забывать, что ирония и самоирония- очень хорошие методы воспитания
Выяснение отношений. Учитывать, что выяснение отношений с близким взрослым является естественной потребностью ребенка, для удовлетворения которой необходимо содержательное насыщенное деловое общение; превратить любое детское занятие в повод для общения с ребенком
Капризы на публике. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви, однако не вознаграждайте его ничем; если вам не удалось этого сделать, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания
Капризы среди других детей. Твердо соблюдайте основные правила совместной жизни: правило личной неприкосновенности (нельзя бить и обижать других детей, правило уважения личной собственности (нельзя брать вещи других детей и взрослых, правило уважения к деятельности других (нельзя разрушать плоды труда других детей); давайте четкие инструкции по поводу нежелательного поведения, не пускайтесь в длинные объяснения: нельзя-значит нельзя.