Валентина Эристави
Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мыслительной деятельности у дошкольников.
Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мыслительной деятельности у дошкольников“» размещена в разделах
Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детей: «Я не знаю, я не умею». Ребенку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящий вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.
Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У дошкольников все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом и действиями с этими материалами. Постепенно появляется способность оперировать не самими предметами, а их образами. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.
Учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребенок сам ищет наиболее рациональное решение, например: как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т. д.
Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе занятий необходимо приучать детей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной инструкции.
Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.
Очень полезны для ребенка игры и упражнения на установление причинно-следственных зависимостей, игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребенок рассмотрит их, а затем разложит по порядку («Что было сначала?»; «Что случилось потом?»). Если возникают трудности, не подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок должен понять зависимости в изображенных ситуациях. После того, как он разложил картинки, попросите составить маленький рассказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, когда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности, используйте другой вариант. Положите сами вторую или третью картинку и попросите найти первую («Что было до этого?», а затем последнюю («Чем закончилось?»).
Детям старше 6 лет полезны задачи - шутки на смекалку, внимание, понимание грамматических конструкций типа : «Катя выше Нины, А Нина выше Лены. Кто самый высокий?»;
- «Меня зовут Тамара. У моего брата только одна сестра. Как ее зовут?»;
- «Одна курица живет два года. Сколько лет живет полкурицы?;
- «На сосне выросло одно яблоко, а потом еще два яблока. Сколько всего яблок выросло на сосне?».
Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т. п. играйте в «слова» :
- Кто больше придумает слов на заданную букву или назовет цветов, зверей и т. д.
- Предложите ребенку называть слова противоположного значения (антонимы).
Например, вы говорите «большой», а ребенок говорит «маленький» (толстый - тонкий)
- Можно называть признаки знакомых предметов. Например, яблоко – большое, круглое, сочное, вкусное…
- Можно предложить ребенку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом…», «После весны наступает …», «В лесу мы собирали …».
- Более сложный вариант – составление рассказа, когда взрослый начинает, а ребенок продолжает. В случае затруднений взрослый произносит соответствующую фразу и просит продолжить, чтобы получился рассказ. Дети любят «сочинять», и надо помогать им в этом.
Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей. Предложите ребенку закончить ряд: + - ++ - +++ - ++++….
- Попросите ребенка сказать, какие фигуры пропущены в указанном ряду с учетом последовательности их расположения:? !? !? .. !? !? !. !? !? .?
(значки, фигуры, предметы могут быть любые: деревья, цветы, геометрические фигуры и т. п.).
- Предложите ребенку заштриховать квадратики с учетом заданной последовательности (должна получиться шахматная доска).
Можно предлагать различные задания и упражнения, но не надо превращать их в повинность, чтобы не отбить у ребенка интерес к занятиям. Это должно естественно включаться в ежедневную жизнь ребенка и всей семьи.