Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников»

Валентина Эристави
Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мыслительной деятельности у дошкольников.

Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.

Темочки:

Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детей: «Я не знаю, я не умею». Ребенку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящий вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У дошкольников все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом и действиями с этими материалами. Постепенно появляется способность оперировать не самими предметами, а их образами. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.

Учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребенок сам ищет наиболее рациональное решение, например: как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т. д.

Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе занятий необходимо приучать детей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной инструкции.

Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.

Очень полезны для ребенка игры и упражнения на установление причинно-следственных зависимостей, игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребенок рассмотрит их, а затем разложит по порядку («Что было сначала?»; «Что случилось потом?»). Если возникают трудности, не подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок должен понять зависимости в изображенных ситуациях. После того, как он разложил картинки, попросите составить маленький рассказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, когда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности, используйте другой вариант. Положите сами вторую или третью картинку и попросите найти первую («Что было до этого?», а затем последнюю («Чем закончилось?»).

Детям старше 6 лет полезны задачи - шутки на смекалку, внимание, понимание грамматических конструкций типа : «Катя выше Нины, А Нина выше Лены. Кто самый высокий?»;

- «Меня зовут Тамара. У моего брата только одна сестра. Как ее зовут?»;

- «Одна курица живет два года. Сколько лет живет полкурицы?;

- «На сосне выросло одно яблоко, а потом еще два яблока. Сколько всего яблок выросло на сосне?».

Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т. п. играйте в «слова» :

- Кто больше придумает слов на заданную букву или назовет цветов, зверей и т. д.

- Предложите ребенку называть слова противоположного значения (антонимы).

Например, вы говорите «большой», а ребенок говорит «маленький» (толстый - тонкий)

- Можно называть признаки знакомых предметов. Например, яблоко – большое, круглое, сочное, вкусное…

- Можно предложить ребенку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом…», «После весны наступает …», «В лесу мы собирали …».

- Более сложный вариант – составление рассказа, когда взрослый начинает, а ребенок продолжает. В случае затруднений взрослый произносит соответствующую фразу и просит продолжить, чтобы получился рассказ. Дети любят «сочинять», и надо помогать им в этом.

Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей. Предложите ребенку закончить ряд: + - ++ - +++ - ++++….

- Попросите ребенка сказать, какие фигуры пропущены в указанном ряду с учетом последовательности их расположения:? !? !? .. !? !? !. !? !? .?

(значки, фигуры, предметы могут быть любые: деревья, цветы, геометрические фигуры и т. п.).

- Предложите ребенку заштриховать квадратики с учетом заданной последовательности (должна получиться шахматная доска).

Можно предлагать различные задания и упражнения, но не надо превращать их в повинность, чтобы не отбить у ребенка интерес к занятиям. Это должно естественно включаться в ежедневную жизнь ребенка и всей семьи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное.

Консультация для родителей «Развитие любознательности у старших дошкольников» Есть у меня шестерка слуг Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде… Зовут их:.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4–5 лет» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет» Математика- эта такая сложная наука для многих.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников» Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников» Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,.

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников 4–5 лет» Консультация для родителей по развитию речи у детей 4-5 лет. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Психологические.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие дошкольников» Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей.

Консультация для родителей «Эстетическое развитие дошкольников в музыкальной деятельности» Эстетическое развитие —это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности. Эстетика (греческое.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников»
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 11:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие мыслительной деятельности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Эристави (УИ 1079497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД