Елена Ивашкова
Консультация для родителей «Развитие музыкальной культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для вас, родители!
Развиваем музыкальную культуру детей
Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
В реальной жизни, в семье, дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие музыкальной культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В семье дети слышат, как правило только развлекательную музыку. Хотя в детском саду, музыкальный руководитель внедряет инновационные технологии по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, с помощью чего развиваются музыкальные способности детей, но этого не достаточно.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание аудиозаписи, просмотр телепередач, обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передаётся ребёнку.
Как рассказать детям о музыке?
Благодаря телевизору, плеерам, магнитофонам, музыкальным центрам, мобильным телефонам и компьютерам теперь можно слушать музыку где угодно. Десять лет назад любимую мелодию было не очень легко найти. Сейчас же с помощью интернета без особых проблем вы сможете скачать всё, что вам понравится. Технический прогресс значительно упрощает нам жизнь, позволяя создавать, «доставать» музыку и не расставаться с ней ни на минуту. Но при этом очень важно: КАКУЮ музыку слушать нашим детям и КАК.
При огромном разнообразии музыки для детей у родителей всегда есть выбор, что предложить своему ребёнку. Но я хочу обратить внимание на ту музыку, которая незаметно окружает нас в быту. Она кажется неприметной, на первый взгляд, а так хочется, что бы наши дети услышали её и, может быть, рассказали, что слышится им в этих незримых звуках. А может быть и кто-то из них нашёл бы, в будущем, своё место в одной из музыкальных профессий.
1 БЕСЕДА.
Я иду со своим маленьким сыном домой, и вдруг, где-то за домами зазвучала автомобильная сирена, её звук двигался по направлению к нам. Машина должна была вот-вот выехать из-за поворота. «Как ты думаешь, - спросила я – какая машина едет?». Сын подумал и ответил – «Кажется, скорая помощь». Да, и действительно, через несколько секунд на ближайшую дорогу выехала скорая помощь. «А как же ты догадался?» - спросила я. «Не знаю. Просто так звучало – У-у-У-у». «А ты заметил, какие тревожные звуки издаё т эта машина: то высокий звук, то низкий, они бесконечно долго повторяются, словно хотят своим надоедливым пением обратить на себя внимание. Для чего же такой сигнал нужен этой машине?» «Это, что бы все заметили и уступили дорогу» - ответил сын. «Правильно. Молодец! – подтвердила я - Только такая музыка может привлечь внимание всех на дороге. Она очень громкая и вызывает тревогу. Как будто машина просит всех расступиться, спеша на помощь к больному».
2 БЕСЕДА.
По телевизору заканчивался художественный фильм. На экране уже шли титры, и звучала песня. В кухню, где стоял телевизор, вошёл мой сын, Слава. Он начал тихонько подпевать мелодию, пытаясь повторять слова.
- Ну, что, песня понравилась? – спросила я.
- Ага! – ответил он.
- И что же в ней такого хорошего?
- Весёлая! – с улыбкой сказал Слава.
- Значит, ты любишь весёлые песни?
- Люблю!
- А я всякие люблю: и весёлые и грустные. Главное, что бы песня нравилась.
- А мне эта понравилась – поспешил ответить Слава на мои слова.
- Ладно, попробую её найти для тебя в интернете. А ты знаешь, кто нужен для того, что бы появилась песня?
- Певец.
- Ну, это конечно так, но не совсем. Бывает, конечно, что человек придумает песню, да сам и споёт её для людей. А бывает и по-другому. И я тебе сейчас об этом расскажу.
Есть две такие профессии: поэт и композитор. Случится так, что композитор прочитает стихи, и если они ему понравились, напишет к стихам музыку. Тогда получается песня. А может быть и наоборот. Услышит поэт красивую музыку и захочется ему написать к ней стихи, да так, что бы можно было стихи петь под эту музыку. Вот тебе и песня. А если нужно, чтобы песня зазвучала красиво, то зовут певца (вокалиста) и музыкантов-инструменталистов (скрипачей, трубачей, барабанщиков и прочих, которые целым оркестром будут играть сочинённую музыку. Вот и зазвучит песня так, что всем захочется её послушать. Потому что над песней потрудились настоящие профессионалы: композитор, поэт, певец и музыканты-инструменталисты.
3 БЕСЕДА.
Были мы как-то на военном параде с сыном. Играли военные оркестры. Перед каждым оркестром выходил дирижёр и взмахивал палочкой. Сын ещё маленький, 5 лет. Многое ещё не понятно человеку в таком возрасте. Но главное, что всё интересно. И «мир» он разглядывает с большим любопытством. Как здесь можно удержаться от того, что бы наполнить происходящее смыслом. Конечно же, начинаешь рассказывать, но по-хитрому. Делаю вид, что и для меня всё увиденное в новинку.
- Здорово! Правда? Хорошо играют?- с восторгом говорю я.
- Да. А я знаю какой у того солдата инструмент.
И сын начинает показывать и рассказывать о том, что успел «накопить» за свою не большую жизнь. С удовольствием представляет мне трубача с золотистой трубой, барабанщика, лихо отбивающего маршевый ритм, валторниста, который легко, без видимого напряжения, марширует с тяжёлым инструментом, свёрнутым в изящную улитку. Указывает то на одного музыканта, то на другого. И потом, вдруг, подмечает:
- А вон тот дяденька машет палочкой так же, как и музыка играет.
- Да, похоже. Но это не совсем так. Если ты приглядишься внимательнее, то заметишь, что – это музыка играет так, как машет палочкой этот дяденька. Его профессия называется «дирижёр». Он руководит всеми музыкантами в оркестре. И только он решает, как будет звучать музыка : громче или тише, быстрее или медленнее. Именно от него зависит: дружно будут играть музыканты или нет, вовремя ли зазвучит труба, в нужном ли месте ударят барабаны. Посмотри, как много музыкантов, сложно им без командира. А дирижёр их главный командир. И не только в военном оркестре, но и в любом другом.
- Я тоже буду командиром! – говорит сын, подбирая прутик на земле. Он начинает взмахивать им из стороны в сторону в ритм звучащей музыки. Мне становиться смешно, глядя на него. «Вот выдумщик» - думаю я. А вслух поправляю:
- Да нет же, не командир, а дирижёр!
- Ну, да, дирижёром я буду!
- Будешь, кем захочешь – отвечаю я. Подхватываю его на руки, что бы поднять повыше. А он всё продолжает махать прутом.
Пусть командир – дирижёр немного покомандует. Наверное, ему кажется сейчас, что оркестр слушается только его. Радостно моему командиру и мне тоже радостно!
Внимание родителям!
Обучая детей музыке, музыкальному искусству в целом, мы часто забываем про то, что каждый ребенок это личность. У его есть свои желания, способности, мнение. Он, как и любая другая личность, имеет право самовыражаться, выполнять то, что у него отлично получается. Но, к сожалению, мы часто про это забываем, привыкли действовать по шаблону «это надо выучить», «это надо запомнить», «так надо, и все». Но дети другие, они не терпят такого отношения к себе и зачастую делают все наоборот.
Не секрет, что не все дети любят танцевать или петь, участвовать в музыкальных сценках, слушать музыку и различать в ней музыкальные инструменты, характер. Что же делать с детьми, у которых нет желания заниматься музыкой, приобщаться к этому миру? В своей работе, работе музыкального руководителя, я нашла интересный и увлекательный подход к таким детям. Вот уже на протяжении нескольких лет мы вместе с детьми знакомимся с творчеством композиторов, нотной грамотой, музыкальными инструментами через мультфильмы. Это с головой затягивает детей в данный процесс.
Первое, с чем дети знакомятся - это мир музыкальных звуков.
https://www.youtube.com/watch?v=78XNq_HlJdw
https://www.youtube.com/watch?time_continue=29&v=hZ1qdsq0MnM
Второе - нотная грамота.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=VXhS7TIj7mQ