Татьяна Кулакова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
По утверждению специалистов, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов, у детей, необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Многими учёными исследовано и доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит наиважнейшая роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. А это значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать именно руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В современном мире очень многие взрослые думают, что ребёнка нужно как можно раньше обучить владению компьютером, но как показывает практика это совсем не так.
Так вот в Японии, совсем недавно, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.
Всерьез напуганные и обеспокоенные ученые, Разбираясь в причинах происходящего, выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.
Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
Давайте же разберёмся что значит моторика.
Моторик на самом деле две- мелкая и крупная.
Обе моторики одинаково значимы для развития детей.
Крупная моторика-это движения тела (корпуса, рук, ног).
Мелкая моторика-это точные, хорошо скоординированные движения пальцами.
Многие спросят, когда начинать заниматься? Да практически с пелёнок, с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Давайте остановимся и подробнее рассмотрим занятия мелкой моторикой.
Очень большую роль в развитии мелкой моторики отводят пальчиковым играм.
Так что же такое пальчиковые игры и для чего они нужны
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Как правило эти игры, очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома самостоятельно или с родителями. Эти игры очень увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. При помощи пальчиковых игр как бы отображается реальность окружающего мира, а это - предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Например: Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. И не нужно забывать, что малышам от года до трёх лет, упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту и пониманию.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Очень серьёзную роль эти игры играют при формировании и развитии творчества детей. Стоит ребёнку усвоить хотя бы одну «пальчиковую игру» как он непременно заинтересуется и обязательно будет стараться, придумать новую инсценировку для других стишков, песенок, сказок.
Работа по развитию мелкой моторики и координации рук, в дошкольном возрасте, должна проводиться регулярно. Нужно помнить, что выполнение задания должно быть интересным для ребёнка, приносить ему радость, не вызывать у него скуки и утомления. Только в таком случае мы получим наилучший результат и эффект от проделанной работы.
Когда ребёнок освоит ряд не сложных упражнений мы должны постепенно, ненавязчиво усложнять задания. Тем самым мы добиваемся хорошо развитой моторики рук, фантазии, воображения и развития речи.
Кто-то спросит, а при чём здесь речь? Давайте вспомним (выше рассмотренный) случай с Японцами, о том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде, нам с вами, необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки!» и не злиться, когда будет разбита очередная чашка или пролито молоко. Нужно помнить, что руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, и малыш тут совсем не при чем.
Особое внимание развитию навыков руки ребёнка должны уделять именно родители, не перекладывая функцию воспитания на дошкольные учреждения.
А в детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели, в помощь родителям, большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику : дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения, вашего ребёнка, в школе.