Валентина Посохова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у детей. Упор делается на знания - модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины -кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки и других, застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача, значит, у ребенка слабо развита мелкая моторика рук. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
У дошкольников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма : детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 6 летнего ребенка.
Задача педагогов - развивать мелкую моторику рук детей и донести до родителей значение игр на ее развитие. Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Развитие мелкой моторики руки и графических умений у детей 6-7лет
Работа на этом этапе будет включать выполнение детьми силовых упражнений, игры для кистей рук и пальцев, пальчиковую гимнастику, занимательную штриховку с помощью трафаретов и линейки, а также штриховку элементами письменных букв.
Занимательная штриховка с помощью лекал, транспортиров, будет проводиться индивидуально с небольшой подгруппой детей. Перед графической работой дети выполняют комплекс гимнастики для кистей рук и пальцев.
Перед выполнением рисунков по образцу (составленных из геометрических фигур) можно рекомендовать детям обвести транспортир (фигурную линейку, лекалу) по-своему. Важно показать как пользоваться линейкой: положить на лист, придерживать большим и указательным пальцем левой руки, а правой обводить внутреннюю (внешнюю) часть.
При выполнении таких рисунков дети будут анализировать фигуры, находить и показывать необходимые для обводки части транспортира, фигурной линейки, лекала.
Образцы рисунков будут составляться по степени увеличения сложности формы и штриховки.
На этом этапе дети будут сами оценивать свои рисунки по различным критериям (сравнение с образцом, точность и аккуратность штриховки, точность выбора части линейки, транспортира, лекала для обводки). Так у детей формируется адекватная самооценка, что очень важно для гармоничного отношения ребенка с самим собой