Татьяна Фелькер
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как фактор успешного формирования речевого развития у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие функции руки и речи в ходе эволюции человека шли параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Таким образом, кисть стала не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. У современного человека территория проекции кисти руки, а особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело и расположена очень близко от речевой моторной зоны.
Но, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д. Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Вот поэтому необходимость развития тонких движений пальцев рук давно уже признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.
Привычным набором для развития мелкой моторики принято называть плетение, лепку, нанизывание бусинок, колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона. При выполнении перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Ест ли ребенок, жестикулирует ли, рисует ли – работают большой, указательный и средний пальцы. Два последних – безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны, хотя проекция каждого из пальцев руки в отдельности в двигательной области коры головного мозга достаточно велика. И оставляя эти два пальца вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность своей работы.
Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать следующим образом:
1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:
- сгибание пальцев в кулак и разгибание
- пальцы врозь – вместе
- вращательные движения кистью и каждым пальцем
- растягивание мышц пальцев с помощью другой руки
- расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями (раскачивание рук, встряхивание кистями)
- упражнения на координацию движений пальцев рук (соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев и т. д.).
Все упражнения этой группы следует выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочередно.
2. Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола (игра «Пианист»).
3. Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальчиков.
4. Народные игры-забавы («Сорока-белобока», «Чет-нечет»).
5. Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.
6. Игры с пальчиками со стихотворным сопровождением.
Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Дети, которые до школы с удовольствием лепили, рисовали, конструировали, зачастую успешно овладевают навыками письма. Поэтому работу по подготовке детей к письму рекомендую начинать задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
· развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность)
· развитие пространственной ориентировки детей, в частности, на листе бумаги, а так же в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад); развитие у детей чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений, слово и жест
· развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Работа с ножницами – это прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц. Используются следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из открыток, аппликация.
Большую пользу приносят игры, сопряженные с рисованием. Дети могут обводить квадраты, круги, а также трафареты всевозможных геометрических фигур, животных, птиц. Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков. А если ребенок уже знаком с цифрами и умеет считать, ему можно предложить еще один интересный и не менее увлекательный способ развивать графические навыки. Двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться какой-либо рисунок.
Штриховка также является одним из видов подготовки дошкольника к письму. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем вводить центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При выполнении заданий, связанных со штриховкой необходимо выполнять следующие правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 мм).
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Занятия должны приносить детям только положительные эмоции. Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.