Юлия Детушева
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, или Чем занять ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель не раз слушал, что у детей необходимо развивать мелкую моторику ручек. Но каждый ли из нас родителей задумывался серьёзно, зачем это делать?
Уважаемые родители!
Давайте попробуем разобраться:
-что же такое мелкая моторика?
-для чего нужно развивать?
- как развивать мелкую моторику?
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики, или Чем занять ребёнка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
Что же такое мелкая моторика?
По книжному определению мелкая моторика – это способность ребёнка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Всё очень просто. Учёными давным-давно доказано, что развитие мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, ведь в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при движениях пальцев рук речевой центр в головном мозге начинает усердно работать, а потому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики ручек. (Это так же готовность рук к письму в первом классе). Также мелкая моторика очень влияет на ловкость рук, а значит на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка при выполнении самых разных заданий. То есть если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то ребёнку, как правило, легче научиться писать, он лучше мыслит и рассуждает, быстрее запоминает.
Как развивать мелкую моторику дома?
Давайте, уважаемые родители, рассмотрим подробно, какие занятия, игры и упражнения с детьми для развития моторики вы можете проводить дома? Сейчас для развития мелкой моторики существует огромное количество упражнений. А если вы превратите эти занятия в игру, то ваш ребёнок получит не только пользу, но и удовольствие, а вы, конечно же, огромную радость от общения со своим малышом. Но не забывайте, что заниматься развитием рук нужно не время от времени, а постоянно, то есть каждый день.
Наберитесь терпения и приступайте!
1. Упражнения без речевого сопровождения.
Эти упражнения рекомендуется выполнять до пальчиковых игр, сопровождающихся речью. Но это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все положения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет разобраться ему со сложными понятиями “сверху”, “снизу”, “левый”, “правый”, выучить названия пальцев и т. д. После того, как ребенок научится самостоятельно выполнять все упражнения, можно придумывать небольшие сказки, диалоги, изображать героев с помощью рук.
- “Зайчик” (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак).
- “Коза рогатая” (указательный и мизинец выпрямлены, большой палец на согнутых безымянном и среднем).
- “Слоненок” (средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце).
- “Очки” (пальцы правой и левой рук сложить колечками и поднести к глазам).
Также с помощью пальчиков вы можете изобразить пистолетик, как ходит человечек, или ежика, ковшик, стул, стол, мячик, кошку, собаку, замочек, бабочку, показать, как распускается цветочек, как кошка выпускает коготки, как заводится моторчик и т. д.
2. Пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики.
Взрослый читает стихи или потешки, сопровождая их движениями пальцев или кистей рук:
1.“Ладушки” (рус. нар. потешка).
2. «Сорока» (рус. нар. потешка)
3.“Детки”.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные.
Все такие нужные.
4.“Пальчики”.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять,
Они спрятались опять.
5.“Дом и ворота” -
На поляне дом стоит, -
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
6.“Засолка капусты”.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
7.“Замок”.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
8.“Моя семья”
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
3. Упражнения- игры:
- “посыпаем дорожку” (предложить ребенку посыпать песком, пшеном, манкой дорожку на столе). Посыпать нужно тремя пальчиками, сложив их “щепоткой”, не выходя за края дорожки.
Цель – развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.
- “собираем грибы” (разложить на полу кусочки поролона, разные пуговицы и предложить малышу собрать “грибочки” в корзину). Собирать тремя пальчиками.
- “вылови из воды” (в миску с водой бросить кусочки пробки, веточки). Предложить малышу выловить все эти предметы с помощью ложки или сита, которые держать в правой руке. Если ребенок левша – в левой.
- “разложи по порядку” (высыпать в миску бусинки, пуговицы двух цветов). Предложить собрать в одно блюдце бусинки одного цвета, в другое – другого. Собираем тремя пальчиками.
- “колбаски, колобки, блинчики” (лепим из пластилина).
- “открой и закрой” (поставить перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками). Предложить открыть баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Баночки должны быть разного размера и формы.
- “Золушка” ( поставить перед ребенком 3 миски: одна заполнена горохом и фасолью, 2 другие миски пустые). Предложить в одну миску двумя пальчиками собрать горох, а в другую фасоль. Можно усложнить задание: движения выполнять одновременно левой и правой рукой.
- «Рвем бумагу». Предложить небольшую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусочки. Нужно сделать это быстро.
- «Узелки». Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать. Взрослый развязывает первый узелок, ребенок все остальные.
4. Мы рисуем:
- рисуем вертикальные линии, карандашом или фломастером (сверху вниз);
- рисуем горизонтальные линии (слева направо);
- рисуем на подносе (высыпать на поднос манку и проводить разные линии);
- рисуем ладошкой (в специальные краски опускать ладошку и “рисовать”);
- рисуем пальцем и пробкой (“печатать” можно и с помощью карандаша, крышки);
- рисуем веревочкой (рыбку, мышку, сердечко, улитку);
- учимся технике "примакивания" (кисточкой, смоченной в краске - получается отпечаток, похожий на огонек, листик, цветочек).
5. Используем:
- шнуровку (нанизывание бусинок на шнурок);
- конструктор, кубики, мозаику;
- складываем матрешки, пирамидки, вкладыши;
- застегиваем пуговицы, крючки, молнии;
- собираем пазлы, разрезные картинки, кубики;
- мнем ручками поролоновые шарики, губки;
- массаж пальчиков с помощью массажных мячиков, эспандеров, су-джок.
Соблюдайте правило – при игре с мелкими предметами- взрослый должен находиться рядом с ребенком.
Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши.
Все игры развивают не только пальцы и речь, но и:
- формируют пространственно-образное мышление;
- чувственное восприятие, память, внимание;
- творческую фантазию и логику малыша.
Не забывайте сопровождать все игры речью!
Объясняйте ребенку все, что вы делаете. Комментируйте его действия.
Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский
Желаем Вам и вашему малышу больших успехов!