Елена Казанцева
Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Публикация «Консультация для родителей „Психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий.
Однако многочисленные факты того, что дети становятся жертвами или оказываются перед угрозой насилия (физического или психологического) от рук собственных родителей становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Психологические проблемы в детско-родительских отношениях сегодня превратились в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере.
Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.
В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это
экономические, связанные с резким падением уровня жизни, подавляющей части населения и неуверенностью в завтрашнем дне;
социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности;
психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других;
педагогические – когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.
Основными свойствами благоприятной родительской позиции являются непосредственное принятие ребенка, адекватность, динамичность, оптимистическая прогностичность. Поэтому структура родительского отношения рассматривается как совокупность трех компонентов:
1. Представлений родителя о ребенке
2. Отношения родителей к ребенку
3. Характер взаимоотношений родителя к ребенку. При этом родительское отношение мы рассматриваем как подвижное образование, которое может меняться под воздействием различных факторов.
Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не способны самостоятельно решить возникающие проблемы и часто нуждаются в помощи педагогов и узких специалистов.
Многолетние наблюдения показали, что для многих современных родителей характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя (отмечают 80% обследованных мам и 60% пап).
В ответах на вопрос: «Что вы испытываете, попадая в ситуацию необходимости провести воспитательное воздействие на ребенка?»- 18% родителей ответили : «страх», «желание переложить ответственность на супруга, супругу», а на просьбу описать себя как родителя, более 65% отцов и 43% матерей ответили, что часто бывают грубыми, несдержанными и крикливыми.
Почти половина опрошенных отцов считают себя неподготовленными к роли главы семьи и рады, что эту роль берут на себя жена или прародители ребенка. Лишь 33% ответили, что они являются «главой семьи», «кормильцем», «старшим наставником».
Проведенный анализ существенных трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить их причины, которые можно разделить по трем основаниям
интраиндивидуальные - зависящие от биологических особенностей индивида;
интериндивидуальные – связанные с особенностями семейного воспитания;
макросистемные – связанные с социокультурными особенностями жизни семьи.
Интраиндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы.
Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпритируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий. В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя не ровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.
Макросистемные причины определяются совокупностью социокультурных условий, в которых находится семья: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции семьи.
Я думаю, что отсутствие желания познать, понять друг друга и лежит в основе тех проблем, которые осложняют и искажают отношения детей и родителей.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. На первый взгляд это легко решаемо, просто нужно объяснять родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что позволяет говорить о необходимости индивидуального подхода в организации коррекционной работы с родителями и детьми по преодолению проблем в детско-родительских отношениях.