Виктория Кулешова
Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: педагогов, психологов, физиологов и т. д. Согласно мнению различных исследователей, психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Ее можно назвать фундаментом для следующего возрастного периода. От того, как будет выстроен этот фундамент, во многом зависит успешность адаптации ребенка к школе, эффективность школьного обучения.
Публикация «Консультация для родителей „Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
В психологической науке рассматривают готовность к школе как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Достаточная готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения.
Традиционно выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе : физический, специальный и психологический.
Физиологическая готовность характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья. Опираясь на параметры физического развития и их соответствие возрастным нормам, а также на наличие или отсутствие хронических заболеваний, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья.
Первая группа здоровья. Ребенку по силам нагрузки гимназических классов с их максимально насыщенным учебным планом.
· Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься о выборе гимназических классов, а также очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.
Третья и четвертая группа здоровья требуют выбирать нагрузки для ребенка тщательно и продуманно.
Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка.
Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения, письма, а также счета. При правильно организованном обучении на базе игровой деятельности формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно у многих детей, но не у всех. Важным для осуществления интенсивного обучения письменной речи является созревание определенных зон и ассоциативных полей коры головного мозга ребенка. В противном случае обучение будет не эффективным и может отвратить ребенка от учения вообще.
Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовности. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Меняется социальная позиция ребенка в обществе, а также специфика учебной деятельности
Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
Личностная готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения: мотивы, связанные с потребностью в общении, и мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы начальный уровень развития психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
По мнению исследователей, такими важнейшими психическими процессами являются :
Достаточная дифференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация.
Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающих основы аналитического мышления.
Хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической памяти.
Достаточное развитие мелкой моторики рук.
Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха.
Начальное овладение символическими операциями.
Зрелость мотивационной системы ре6енка, обеспечивающей способность прилагать усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Каковы же специфические черты, отличающие школьную жизнь от дошкольной :
Четкий и определенный школьный ритм : уроки и перемены.
Разная специфика поведения в разные фазы ритма.
Выраженные социально-ролевые отношения во время занятий, которые ребенок должен понять и принять, т. е. адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями.
Необходимость постоянного соблюдения ребенком правил школьной жизни, отсутствие защиты со стороны родителей в случае проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками.
Освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности.
Дошкольники, прошедшие через обучение в детском саду, более готовы к принятию роли ученика и освоению школьных правил. Если же ребенок не посещал детский сад и не проходил специальную подготовку, то процесс его адаптации будет не простым и потребует большого психического напряжения. Очень важно сформировать эмоционально положительное отношение ребенка к учению. В этом поможет совместное семейное чтение художественной литературы, организация домашнего книжного уголка для ребенка, просмотр фильмов и телепередач о школе и школьной жизни с последующим обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам их старших братьев и сестер, воспоминания самих родителей о своих школьных годах, организация игры в школу.
Чтобы помочь ребенку лучше усвоить полученную информацию, полезно поиграть с ним в следующие игры:
«Что лежит в портфеле?» Взрослый, бросая мяч ребенку, называет разные предметы, а ребенок ловит мяч, если этот предмет по его мнению, должен лежать в портфеле.
«Я возьму с собой в портфель…» Ребенок и взрослый по очереди называют нужные слова, предварительно повторив сказанное ранее. Например: «Я возьму с собой в портфель тетрадь», «А я возьму с собой в портфель тетрадь и ручку» и т. д.
«Урок и перемена». Ведущий называет разные виды деятельности («Ты играешь», «Ты прыгаешь», а ребенок отвечает, когда он это делает.
«Дошкольник и школьник» Ведущий предлагает ребенку попробовать себя в разных ролях – дошкольника и школьника. «Походи, как школьник», «Посиди как дошкольник», «Ответь на вопрос как ученик» и т. д.
Очень важно, чтобы взрослые были реалистами в своих ожиданиях и требованиях к ребенку, чтобы будущий школьник понимал, что с поступлением в школу он не перестает быть ребенком со всеми присущими ему особенностями. Поэтому следует избегать резкого противопоставления социальных позиций дошкольника и школьника.