Гришенкова Татьяна Дмитриевна
Консультация для родителей «Профориентационная работа в детском саду»
В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития! Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.
Для чего нужна профориентация?
Публикация «Консультация для родителей „Профориентационная работа в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Профориентация, представленная в детском саду в виде игр, поможет детям с ранних лет иметь представление о той или иной профессии, и к достижению ими возраста 15-17 лет, когда предстоит сделать выбор, сделать его осознанным и не теряться среди множества вариантов.
Очень часто при опросе детей на тему, для чего он учится в школе, в ответ можно услышать такие ответы, как «Чтобы получать хорошие оценки» или «Чтоб родители похвалили». Немногие дети осознают, что на самом деле учатся для себя, приобретая знания, которые в будущем поспособствуют их личностному росту.
Некоторые профессии, такие как парикмахера, врача, спортсмена ребенок может наблюдать самостоятельно и иметь представление, как работают люди этих профессий. Такие же профессии, за трудом взрослых в которых не представляется возможным понаблюдать, можно воссоздать с помощью современных технологий, например, используя технологию 3D.
Игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие, что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение, а не отбывание повинности.
Задачи профориентации на разных этапах дошкольного воспитания
Работа по профессиональной ориентации начинает проводиться с трех лет.
А так как в дошкольный период дети особенно быстро развиваются и меняются, его можно разделить на три этапа со своими целями и задачами:
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
На этом этапе воспитатель только начинает формировать представления об отдельных видах труда, а также о самых простых трудовых операциях. А задача малыша на этом этапе состоит в том, чтобы научиться выделять труд взрослого человека, как особую деятельность, которая направлена на заботу об окружающих.
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
На этом этапе наши детки должны получать перовые представления о различных профессиях, которые направлены на удовлетворение человеческих потребностей. Также они должны научиться понимать мотивы труда, учиться сравнивать разные профессии, находить цели той или иной трудовой деятельности. То есть, задача профориентации дошкольника 4-5 лет состоит в том, чтобы подтолкнуть его к первому анализу профессий и поставить для самого себя первый акцент на том или ином виде труда.
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распростран нными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст)
Это период систематизации полученных на предыдущих этапах знаний. На этом этапе детки расширяют свою базу знаний о технике, которая помогает выполнять ту или иную работу, а также получают более обширное представление о материальных и не материальных результатах труда. Примерно в 5-6 лет дети знакомятся с творческими профессиями.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; -расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; -расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Как происходит профориентация дошкольников.
Получать определенные знания о профессиях и их особенностях ребёнок может через совместную деятельность с взрослым. Это может быть как воспитатель, так и родители, бабушки, дедушки или же работник какого-то предприятия. В детском садике малыш будет узнавать о профессиях через беседы, прочтение сказок, просмотр картинок, театрализованных представлений и т. д. Но также дать первые представления о труде ему можно через промышленный туризм. Он представляет собой экскурсии на предприятия, в ходе которых детки получают яркие впечатления, эмоции, знания и конкретные представления о настоящей работе в конкретной отрасли.
Сюжетно-ролевые игры как метод профориентации.
Ролевые игры всегда нравились и будут нравиться детям. Ведь в процессе такой игры можно стать кем угодно: врачом, водителем, поваром, парикмахером или обрести какую-то другую профессию. Также игры по ролям подходят как для малышей двух-трех лет, так и деткам постарше, что делает их универсальными как для младшего, так и для старшего дошкольного возраста.
В ролевой игре именно ребенку должна достаться главная роль. И малыш будет совершать поступки, воображая, что он взрослый человек. Однако, если занятия в виде сюжетно-ролевых игр с целью профессиональной ориентации будут проводиться с детками младшего дошкольного возраста, то следует учесть, что здесь понадобиться непосредственная помощь взрослого.
Ребенку в три годика не так просо принять на себя какую-то роль. Но следует знать, что сделать это будет куда проще, если у малыша будут соответствующие профессии атрибуты. Но все эти атрибуты должны быть уже знакомы ребенку. В процессе таких игр воспитатель должен подсказать деткам, какими качествами и умениями должен обладать их герой.
Сценарии профориентации для школьников могут включать в себя знакомство деток с профессиями можно посредством какой-то продуктивный вид деятельности. Например, можно предложить им оформить альбомы, изготовить атрибуты к играм, нарисовать, кем работает мама или папа, сделать аппликацию и т. д. Воспитателям детских садов важно следовать программе профориентации школьников, но никогда не терять стремление к чему-то новому и оригинальному. Сегодня вы можете найти в интернете множество различных занятий по профессиональной ориентации для малышей дошкольного возраста и они могут послужить хорошей помощью в создании вашего идеального занятия для малышей.
Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственнобытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в салон-красоты; - в ателье; - к светофору; - на почту; - на приусадебный участок; - на работу к родителям.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- реб нок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации вед тся планомерная профориентационная работа с воспитанниками детского сада.
Дидактические игры
1. Игры без использования дополнительных элементов. Приведём несколько примеров:
«Кто где работает?» Например, вопрос где работает врач? Следуют ответы в больнице, в поликлинике, в ветеринарной клинике и т. п.
«Кто что делает?» Например, кто стрижёт волосы, делает причёски, моет голову? Дети понимают, что это парикмахер.
«Кто это знает и умеет?» Например, не пересолить, сварить вкусную кашу, накормить всех ребят.
«Исправь ошибку» Врач продаёт лекарства, аптекарь лечит. Официант готовит еду, повар разносит её посетителям ресторана.
«Для какой профессии это необходимо?» и обратная ей игра «Кому что нужно в его профессии?» Например, учитель доска, указка, учебник и т. п.
«Ладошки»: «Хлопните в ладошки, если предмет соответствует профессии… врача». Далее воспитатель называет предметы, относящиеся и не относящиеся к названной профессии.
2. Игры с мячом. Например, «Кто больше назовёт действий… строителя?» Дети по очереди ловят мяч и называют действия, которые выполняет строитель.
3. Игры с подручными предметами. Например, «Юные повара»: из множества предметов дети должны выбрать соответствующие заданной профессии. В данном случае, игрушечный колпак, кастрюлю, фартук и т. д.
4. Игры с атрибутами профессий, которые воспитанники сделали вручную. Таким образом, здесь появляется дополнительное задание, подключается продуктивная деятельность. В процессе создания своими руками элемента игры ребёнок лучше запомнит, что он делал и к чему это относилось.
5. Чтение книг может перейти в театрализованную игру, поэтому напомним о нескольких произведениях, которые поспособствуют её началу: «Дядя Стёпа-милиционер» (С. Михалков, «Пожар», «Почта», «Как печатали вашу книгу», «Мастер-ломастер» и др. (С. Маршак, «Чем пахнут ремёсла» (Дж. Родари, «Кем быть» (В. Маяковский, «Вол и садовник» (из «Книги о совести» В. Сухомлинского, «Пекарь и Портной», «Моя мама пахнет хлебом» (В. Сухомлинский) и др.
Также это могут быть книги, предназначенные непосредственно для профориентации детей. Среди них, например, энциклопедия профессий «Профессии. Когда я вырасту, то стану» (Сильви Санжа, Стари Милан, «Трудовые сказки» (Т. А. Шорыгина) и др. Некоторые книги, связанные с профессиональным определением детей и ориентированные на ФГОС ДО, являются также, например, обучающими чтению.
6. Игры с карточками. Большое количество издательств выпускают карточки с картинками людей определённых профессий и их атрибутами, которые не только дают ребёнку знания, но и развивают связную речь (игра «Рассказ по карточке», логическое мышление, ценностное отношение к труду и т. д.
7. Лото «Профессии». Это не только интересная для детей и взрослых игра, но и хороший помощник при формировании интеллекта ребёнка, развитии мелкой моторики рук, логики и воображения.
8. Игры с бумажными куклами. В создание таких игрушек ребёнок вкладывает свой труд, вновь отключается продуктивная деятельность малыша.
9. Игры с пазлами. Собирать пазл всегда интересно детям. Есть много разновидностей для дошкольников разных возрастных категорий. Это игра не только на профориентацию, но и на развитие мышления, внимания, памяти.
10. Игры с плакатами. Плакаты подойдут скорее для детей старшего дошкольного возраста, которые уже научились читать. Они могут быть представлены как на русском, так и на английском языках.
11. Настольные игры. Существует большое количество занимательных настольных игр, способствующих ознакомлению с профессиями.
12. Игры с ребусами. Развитие логики, удовольствие от получения верного ответа, знакомство с профессиями всё это есть в ребусах.
13. Игры с кукольным театром. Существуют кукольные театры, например, домашние, представляющие собой несколько с кукол-перчаток, где на руке воспитателя перед ребёнком оживут медсестра, учитель, милиционер и др.
14. «Пальчиковые занятия». Эта эффективная методика раннего развития, представляющая собой игру с пальчиками, также может быть основана на профориентации дошколят.