Татьяна Коновалова
Консультация для родителей «Проектная деятельность младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность младших дошкольников.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Публикация «Консультация для родителей „Проектная деятельность младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проектная деятельность. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счёт работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, бережному отношению к объектам природы, выбору адекватных решений и способов поведения, умению выстраивать из части целое.
Проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта поддерживается реализацией потребностей детей в активной деятельности, самовыражении, совместной деятельности со взрослым.
Метод проектов используется в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте задача обучения проектной деятельности определяют как :
1) Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
2) Активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
3) Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
Метод проектов актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментирования, систематизации полученных знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне.
Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанное получение новых знаний.
Возможность использования проектно-исследовательской деятельности в работе с младшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.
На четвёртом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трё х важных достижениях:
- у детей накопилась определённая сумма знаний;
- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть проблемы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путём от взрослого человека.
Очень полезно не сообщить знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети второй младшей группы ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослыми, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.
Целью проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребёнка окружает.
Проект неизбежно включает элементы реализации проектной деятельности :
Активизация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).
Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти).
Выбор темы проекта (попытается, как можно строже, обозначать границы проекта).
Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).
Выработка гипотезы.
Определение последовательности проведения проекта.
Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
Подготовка отчёта (сообщение по результатам проекта).
Доклад (защита своей темы публично).
Сроки реализации проекта : краткосрочные и долгосрочные (от несколько месяцев до нескольких лет)
Участники проекта :
* Воспитанники группы;
Воспитатели группы;
Педагогические работники ДОУ;
Родители воспитанников.
Сбор материала.
Он может происходить из различных источников. Это занятие. Но, в отличии от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жёстко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности (не творческой) и пассивного усвоения знаний на исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют своё время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.
- Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.
- Это предметно-развивающая среда по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены и самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей.
- При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребёнок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.
- Получить информацию, обратившись к любому человеку, специалисту, из компьютера.
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
Воспитание самостоятельной и отзывчивой личности.
Развитие творческого начала и интеллектуальных способностей.
Способствование формированию целеустремлённости, настойчивости.
Учить преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.