Наталья Юрьевна
Советы для родителей по преодолению заикания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в логопедической группе для детей с тяжёлым нарушением речи- заиканием. Предлагаю КОНСУЛЬТАЦИЮ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по преодолению заикания у дошкольников. Заикание- это патология, при которой нарушается плавное течение речи, свободное, лёгкое речевое дыхание, происходит спазм мышц гортани и речевого аппарата. При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от общения.
Публикация «Советы для родителей по преодолению заикания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание у детей требует серьёзного внимания со стороны родителей. Очень важно позитивно настроиться на успех и не пускать всё на самотёк, по принципу:"само пройдёт".
Заикание- это тяжёлое нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда, воспитателей и родителей ребёнка. И результат логопедических занятий в детском саду в большой степени будет зависеть от того, какое участие будут принимать родители в преодолении этой проблемы, насколько точно и добросовестно они будут соблюдать все указания и советы логопеда и воспитателей.
Вот НЕСКОЛЬКО САМЫХ ГЛАВНЫХ СОВЕТОВ для родителей заикающегося ребёнка : 1)В семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребёнку. Необходимо создавать дома условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним товарищем, изолируя от шумных, драчливых детей.
2)Важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен слышать слово "заикание". Постоянно поощряя и ободряя ребёнка, надо вселять в него уверенность в его речевых возможностях.
3)Необходимо организовать строгий режим дня. (своевременный и достаточный сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, ограничение просмотра мультфильмов, отказ от компьютерных игр)
4)Серьёзное внимание уделить медикаментозному лечению. Заикающегося ребёнка надо обязательно показать врачу-невропатологу, так как лечебное укрепление нервной системы является обязательным.
5)Необходимо постоянно контролировать, чтобы ребё нок соблюдал речевые правила: - Успокойся. - Подумай, о чём ты хочешь сказать. - Набери воздух ртом и сразу начинай говорить, медленно и плавно, растягивая слова. -Если воздух закончился, набери его снова. - Смотри в глаза тому, кому говоришь.
6)Очень хорошо при коррекции заикания использовать РЕЛАКСАЦИЮ. Родителям рекомендуется проводить релаксацию дома вечером, перед сном. Можно включить спокойную музыку, положить ребёнка, мягким спокойным голосом предложить ему закрыть глаза и произнести примерно такой текст : " Успокойся, отдохни, дыши спокойно, ровно, ритмично. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Ты получаешь удовольствие. И становится понятно- расслабление приятно".
Далее проводятся упражнения на релаксацию мышц, в основе которых лежит методика профессора из США Джекобса. Он предложил обучать расслаблению с помощью упражнений для напряжения определённых групп мышц. Например : релаксация мышц рук- упражнение " Кулачки"( цель : учить чередовать напряжение мышц рук с расслаблением).Поочерёдно сжимать и разжимать ладони, сопровождая словами :" Пальчики сильней сжимаем, опускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики. "
7)Дальше переходим к ДЫХАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ. Речевое дыхание должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнерёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы. Можно провести упражнение"Шарик"
"Представь, что мы надуваем воздушный шарик. Положи руку на живот. Надувай живот так, будто это большой воздушный шар, плечи не поднимай. Вот так шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (выдох)
Далее можно провести ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, их можно провести сидя. Учим ребёнка мягко, протяжно произносить гласные звуки на одном дыхании, как можно дольше.
8)И заканчиваем- АУТОТРЕНИНГОМ. Его рекомендуется выполнять в позе "лотоса" с закрытыми глазами. Взрослый спокойным голосом проговаривает текст, а ребё нок повторяет : " Я спокоен. Я говорю смело и уверенно. Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Завтра я буду говорить ещё лучше. "
Все эти упражнения не отнимут много времени и доставят заикающимся детям большое удовольствие, а главное - пользу.
Хочется отметить, что при соблюдении этих советов речь у заикающихся детей становится медленной и плавной, реже наблюдаются запинки судорожного характера, дети становятся более спокойными, уверенными в себе, более общительными.
Используемая литература: М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко " Если у ребёнка заикание. "
"Преодоление заикания у дошкольников " методическое пособие под ред. Р. Е. Левиной.