Елена Бабушкина
Консультация для родителей «Правила безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема.
Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает его опасность. С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в коляске.
Публикация «Консультация для родителей „Правила безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего дня,
Обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Мы, педагоги, знаем - чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения на улицах и дорогах нашего города.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путё м решения нескольких задач:
• усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
• формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Необходимо вести постоянную работу по формированию и воспитанию безопасного поведения детей с использованием различных приемов и методов (словесный, наглядный, практический, игровой, исследовательско-экспериментальный, которые способствуют постепенному повышению уровня формирования элементарных правил на дорогах и улицах города.
В работе с детьми целесообразно использовать следующие методы и приемы:
1. Словесный:
- устное изложение – беседа;
- чтение художественных произведений»);
- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов - наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике оформление – применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
Существует три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:
- Ребенок-пешеход, где дети рассматривают себя как пешехода и соответственно проговаривают правила пешехода : что надо сделать при переходе через пешеходный переход, как вести себя при ходьбе по тротуару.
- Ребенок-пассажир городского транспорта, где ребенок может применить общепринятые правила поведения : не шуметь, не отвлекать водителя автотранспорта.
- Ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, где дошкольник должен принимать только верные действия: не выезжать на проезжую часть дороги, ездить в жилой зоне или на специально оборудованной велодорожке.
Кроме того, формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников успешно при использовании:
- Целевых прогулок к проезжей части, перекрестку;
- Различных видов игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения
- Рассказов воспитателя, чтении художественной литературы;
- Рассматривания дидактических картинок и иллюстраций;
- Бесед и разговоров по ПДД;
- Наблюдений за транспортом и пешеходами.
Одна из самых удачных новых педагогических технологий – проектная деятельность. Проектные технологии, как метод обучения, приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях и имеют следующие сущностные характеристики, такие как: интеграция знаний в реальную деятельность; активная самостоятельная деятельность; выбор, обоснование и оценка эффективности выполненной работы; взаимодействие в команде; созидание продукта деятельности. Реализация проекта позволит сформировать у детей навыки и представления безопасного поведения на улицах и дорогах. Обогатить словарный запас детей по темам: «Я хочу здоровым быть», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Перекресток», изготовить макет дороги, дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, систематизировать представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, повысить компетентность родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения, и безопасного поведения ребёнка на улицах города. В начале учебного года целесообразно проводить мероприятия, направленные на расширение представлений о безопасном поведении на дороге. Но работа по правилам дорожного движения будет мало эффективна, если не будет происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, а родители – главный пример для подражания.
Для реализации цели безопасного поведения детей на дороге особое внимание необходимо обратить на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- мобильность-возможность располагать атрибуты в удобном для детей месте;
- многофункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях, речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасность. В речевом центре необходимо поместить книги по правилам дорожного движения, картинки с различными видами транспорта;
Поскольку обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП, может спасти ребенка на дороге, то вера в запретительные свойства красного цвета важный фактор. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И единственным способом — своим примером. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения. Задача педагогов поэтапно подходить к осуществлению поставленных приоритетов. В младшем возрасте:
• знакомим детей с дорогой;
• сравниваем легковой и грузовой автотранспорт;
• наблюдаем за светофором;
• говорим о правилах перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
В старшем дошкольном возрасте усложняем содержание информации: знакомим с элементами дороги;
• говорим о правилах поведения на дороге;
• вводим наблюдение за транспортом;
• закрепляем правила на прогулке пешехода;
• что такое переход;
• что такое перекресток;
• что означают сигналы светофора;
• вводим наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• используем прогулку к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
• улицы и перекрестки;
• правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.
Наряду с познавательно-исследовательской деятельностью необходимо вести речевую работу. Необходимо побуждать детей использовать в речи дорожный словарь, четко трактовать Правила безопасности движения, с «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «переход», «светофор» и т. д.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии от 50 см до 1 метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта, представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть, переходить дорогу надо спокойным, размеренным шагом и ни в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы, здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе нужно объяснить ребёнку, что красный и жёлтый сигналы светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и убедиться, что все машины остановились и опасности нет. Необходимо обращать внимание детей на поведение пешеходов : никто не бежит, не перегоняют друг друга, все идут спокойно. Встречные потоки пешеходов не сталкиваются, потому что каждый идёт по тротуару, придерживаясь правой стороны. На остановке люди ведут себя спокойно, ждут своего автобуса Для лучшей наглядности можно проводить прогулки на участке детского сада, где обозначены пешеходные переходы с моделированием ситуации движения автотранспорта и пешеходов с проговариванием всех действий, использовать при этом сигналы светофора. делать акцент на неправильные действия других пешеходов. После таких прогулок необходимо побуждать детей к обсуждению неправильных действий пешеходов, где дети могут делать выводы об опасности такого поведения и как нужно было поступить, чтобы быть в безопасности.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Планировать и проводить работу с детьми следует в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перезагрузки детей излишней информацией и учитывая настроение.
Правила безопасности дорожного движения с детьми необходимо закреплять на досугах и викторинах, развлечениях. Целесообразными будут консультации для родителей, памятки по обучению детей правилам дорожного движения".
При подведении итогов проделанной работы с детьми нужно учитывать осведомленность дошкольников о правилах безопасного поведения на дороге, дети лучше стали ориентироваться на улице, знают основные знаки дорожного движения, умеют правильно себя вести на улице, ведь полученные знания помогут будущим школьникам сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями, быть дисциплинированными грамотными пешеходами, участниками дорожного движения.