Людмила Ваганова
Консультация для родителей «Познавательное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребёнка. В этот период у малыша формируется первичный образ мира, он начинает осознавать себя и своё место в нём.
познавательное развитие-это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности.
Преобладающая форма мышления ребенка раннего возраста - наглядно-действенное. Ребёнок приобретает знания о предмете путем прямого взаимодействия с ним.
Наряду со зрительным восприятием интенсивно развивается и слуховое восприятие малыша.
Выделяют несколько направлений познавательного развития ребенка.
1. Предметная деятельность. Здесь необходимо проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий (сачки, черпачки и т. д.); учить выделять форму, цвет, величину предметов (во время совместных игр дома или на прогулке); развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев (пальчиковые игры или игры с движениями по показу взрослого); собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки, башенки, вкладыши и т. д; закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму.
2. Сенсорное развитие. Здесь взрослый учит различать четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);
3. Знакомство с окружающим миром (входит знакомство с миром живой и неживой природы, предметным окружением). Задачи взрослого в этом направлении - развивать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому; знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире; формировать знания о неживой природе: о воде в быту (льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд); о временах года (зима, весна, лето, осень) и их особенностях (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья, погодные явления и т. д.
4. Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора приобщают малыша к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.
Таким образом, всё, что окружает малыша и вызывает его интерес, способствует познавательному развитию. И задача взрослого - помочь ребенку в этом, объяснить, показать, дать потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать.
Желаем успехов в познавательном развитии вашего любимого непоседы!