Рудакова Наталия
Консультация для родителей «Поощрение или наказание. Ваш выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
В самом деле, всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и народная, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот используют похвалу как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребенке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Наказание. Консультации для родителей
- Темочки
Начнем с вопроса для взрослого. Нравится ли вам самим похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? А ребенку нужно еще больше, он должен каждый день, каждый час слышать, что он молодец, умница, разумница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не правильно, не хорошо выполнил, а отлично, великолепно, чудесно, превосходно.
Не скупитесь на похвалу. А за особые заслуги – съел нелюбимый суп, быстро и аккуратно оделся – что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово «рыбка», сказанное секретно доверительно на ушко (дети очень это любят).
В связи с этим вашему вниманию предлагаются различные варианты, позиции, положения известных русских и зарубежных авторов.
О ПООЩРЕНИИ.
Наши советы:
1. Не хвалить ребенка особенно часто (имеется в виду каждоминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.
2. Предлагаем (если этого еще нет) дать ребенку второе имя – существительное, не производное от первого. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко». Поскольку дети любят ушами и им, нравится такое к себе обращение, можно использовать его в качестве похвалы – легкого поощрения.
3. Чередовать в этом плане производное от имени: – Наташа – Натусенька – Наточка – Таточка – Наталочка – Ташенька и т. д.
4. Обращаться ласково к ребенку в зависимости от его пола: - доченька – дочка – дочурка – внучка – внученька - сынок – сыночек – внук – внучок и т. д.
5. Использовать все великолепие русского языка, обращаясь к ребенку с восторгом и в превосходной степени: умница, молодчина, великолепно, чудесно, прелестно, очень хорошо, самый умный, добрый, красивый и т. д. (только не лично он, а его поступки его таковым делают).
6. Научить ребенка хвалить самого себя (Я молодец; или с помощью жестов рук и лица);
7. Пожать руку, обнять, поцеловать.
8. Послать воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты).
9. Поощрить без слов, жестами, мимикой, показом пальцами рук, глазами.
10. Обнять на расстоянии.
11. Дать особые обещания, к примеру, «За то, что ты… в субботу пойдем (в гости, цирк и т. д.)
12. Похвалить ребенка в присутствии других (родственников, друзей, просто в общественном месте – автобусе, на улице).
13. За особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребенок забудет) поощрения материального плана (купить любимую игрушку, мороженое). К этому методу прибегать нечасто.
О НАКАЗАНИИ.
1. Категорически нельзя наказывать едой.
2. Нельзя сильно бить.
3. Запрещается обзывать бранными словами (в том числе жаргонизмами и вульгаризмами).
4. Нельзя кричать.
5. Нельзя ставить в угол надолго.
6. Нельзя наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).
7. Стараться не повторять свои требования множество раз.
П. П. Блонский (русский педагог) возражал против телесного наказания, мотивируя это следующим:
«1. Наказание апеллирует к животному страху;
2. Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают;
3. Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным;
4. Освобождает от угрызений совести;
5. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными;
6. Наказание унижает и создает морального циника;
7. Вредно действует на половую сферу ребенка, вызывая приток крови к половым
частям;
8. Наказание развращает воспитателя».
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?
1. Терпением. Это самая большая добродетель.
2. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.
4. Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится.
5. Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания.
В заключение отметим, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.
И еще. Напоследок внимательно вчитайтесь в смысл заключения американского доктора Бертона Л. Уайта: «Лучшими родителями оказываются те, которые преуспели в трех ключевых функциях:
1. Они удачно оформляли и организовывали окружающее детей пространство;
2. Они позволяли детям отрывать их от дел приблизительно на полминуты, в течение которых ребенку можно что-нибудь объяснить, рассказать, можно утешить и подбодрить его;
3. Воспитывая своих детей, они выказывали по отношению к ним одновременно и несокрушимую твердость и великую нежность»