Глазова Елена Александровна
Консультация для родителей «Пора ли ребёнку в школу?»
▼ Скачать
Зрелая личность
Психологическая готовность к школе - это фактически желание учиться. У некоторых детей оно выражается в желании обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах она своя, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы поведете ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему огромное удовольствие. Однако со временем желание просто выполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к учебе, и это сразу отражается на оценках.
Публикация «Консультация для родителей „Пора ли ребёнку в школу?“» размещена в разделах
Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Часто им становится скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищи для размышлений, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе.
Как с первого взгляда определить, готов ли ваш ребенок к школе?
1. Мотивационная готовность. Купите или одолжите у друзей несколько новых игрушек. Предложите ребенку посмотреть на них (не дольше минуты). Затем предложите прочитать сказку, но остановитесь на самой интересной части. Спросите, чего он хочет сейчас - поиграть или послушать историю. Ребенок, у которого сформировалась личная готовность к школе, захочет узнать, что произошло с героями истории дальше; ребенок, который еще не готов к обучению, предпочтет продолжить игру. Вы также можете предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание на то, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, обычно выбирают роль ученика. Им интересно учиться, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, и они будут играть в поход в столовую, переодевание, рассаживание, рисование мелом на доске.
2. Сила воли. Уроки в школе не всегда вызывают у ребенка неподдельный интерес. Для успешной учебы ребенок должен уметь "включать" свою волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по словесной инструкции учителя, самостоятельно выполнять нужное задание по наглядному образцу.
Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок рисует изо-бражения с картинок (это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где нужно соблюдать правила, и подвижные, например "зеркало" : стоя напротив, ребенок делает все движения одновременно с вами, как будто он ваше отражение. Это довольно сложно, поэтому запаситесь терпением!
По мере игры развивается восприятие, память, мышление, у вашего дошкольника будут удаваться все новые и новые задания, он будет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. сначала мотив будет выигрывать и хвалить, потом ребенок начнет получать удовольствие от самого факта выполнения задания - это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он/она допустил/а ошибку, не ругайте его/ее, а разберитесь в ее причине.
Упражнения утром в строго определенное время также способствуют развитию волевых качеств. Только надо помнить, что структуры мозга, отвечающие за волевое поведение, формируются как раз к 7 годам, поэтому ваши требования к 6-летнему ребенку должны быть адекватны его возрасту.
3 Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать и классифицировать различные объекты, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко называя слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить слова, которые он запомнил. По средним показателям механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через час он забывает не более 2 слов, которые называл ранее. Если ваши результаты хуже среднестатистических, занимайтесь с ребенком в каждую свободную минуту.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, соединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река - море - океан и т. д. Предложите ребенку вспомнить 5-6 таких цепочек, произнося их вслух. После этого произнесите первое слово из цепочки и попросите ребенка вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, оно нравится детям и не занимает много времени.
Чтобы ребенок мог последовательно описывать события и предметы, акцентируя внимание на их главных особенностях, часто просите его рассказать, что он видит за окном или на картинке, или о чем был мультфильм.
Способность к обобщению хорошо тренировать в игре с картинками (которые вы можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, стул, кресло, тарелка).
На трех из них изображены предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, так как относится к посуде. Поэтому картинка откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор "лишней картинки". Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо любого человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что он одет, а затем, не оборачиваясь, вспомнить, какая одежда и какого цвета была на нем. Картинки типа "найди 10 отличий" также хорошо развивают память.
Процедура диагностики психологической готовности ребенка к школе может быть проведена в детском саду психологом. Детям должно быть не менее 5 лет и 6 месяцев. В школе этот тест проводится в апреле-мае. Обычно вывешивается объявление о том, что в определенный день (обычно с середины марта до начала апреля) родители будущих первоклассников должны прийти и записать своих детей на собеседование. Требования, которые будут предъявлены к детям, обычно формулируются примерно так: ребенок должен уметь воспроизводить образец, работать по правилу, выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ, различать отдельные звуки в словах. Опрос проводится в присутствии родителей. По его результатам, при необходимости, мамам и папам даются рекомендации, как лучше подготовить ребенка к школе за оставшееся время. Результаты обследования заносятся в карту умственного развития ребенка. Она содержит личную информацию: фамилию, имя, дату рождения и сведения о семье. Для сохранения конфиденциальности лист с этой информацией хранится отдельно, на нем, как и на карте, стоит код, ключ от которого хранится у психолога. Ни администрация, ни учителя не имеют права получать эту информацию без разрешения специалиста. На протяжении всего обучения в школе данные об обследованиях заносятся в карточку, которая передается в новую школу, если ребенок меняет место учебы.
С шести лет или. ?
Желание некоторых родителей научить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправдано. Например, умение читать и писать пригодится младшим школьникам только в том случае, если они смогут различать звуки и слоги, а не просто читать буквы (это впоследствии мешает учителям). Что касается арифметики, то именно понимание математических отношений станет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если усвоение правил счета основано на элементарной зубрёжке, то впоследствии это окажется вредным.
С 5 до 7 лет в жизни ребенка - это поистине золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности пагубно сказывается на мышлении, воображении, фантазии, волевой сфере, ведь именно эти высшие психические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Школа предъявляет достаточно высокие требования к умственному развитию ребенка. Поэтому родителям, решившим отдать своего малыша учиться, следует все тщательно взвесить. Ведь 6-летние дети ап и запоминают то, что интересно, а не то, что нужно запомнить. Им трудно сконцентрировать свое внимание более чем на 10-15 минут. Неумение легко адаптироваться к новым условиям, быстрая утомляемость, изменения в распорядке дня, неустойчивое настроение затрудняют освоение ими школьной программы. Усталость приводит к капризам. В этой ситуации ребенок нуждается в сильной эмоциональной поддержке семьи и большом родительском такте. Все замечания по поводу промахов и неудач отцов и матерей следует делать очень осторожно и мягко, чтобы малыш не боялся ошибиться в следующий раз.
Родителям не стоит бояться, что если дети начнут школьную программу с 7 лет, они будут отставать от своих сверстников, которые пошли в школу в 6 лет. Для того чтобы подготовить их к школе, достаточно грамотных занятий с педагогом в детском саду и систематических самостоятельных занятий с ребенком дома. Не забывайте, что чем насыщеннее будет период дошкольного возраста, тем более успешным будет ваш ребенок в последующий период. Главная задача родителей на этапе дошкольного образования - не научить малыша читать и писать. Главное - сформировать и постоянно поощрять познавательный интерес ребенка. Только тогда занятия, направленные на развитие мышления, памяти и внимания, будут эффективными. И тогда учеба на протяжении всех школьных лет будет приносить ребенку радость. Поэтому чаще говорите ребенку, что будущая учеба в школе - это прекрасная возможность считать себя взрослым.