Дроганова Светлана Николаевна
Консультация для родителей «Помогите вашему ребёнку правильно говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты речи встречаются у многих детей. Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. Ребёнок опускает или заменяет звуки, которые ему трудно произнести. Так, «стекло» превращается в «стекьё», «цветок»-в «тетёк». Согласные путаются или переставляются, а слоги опускаются: вместо «шарик» ребёнок говорит «сарик», вместо «пополам» - «полалам», вместо «крокодил» - «дил».
Публикация «Консультация для родителей „Помогите вашему ребёнку правильно говорить“» размещена в разделах
Шепелявость тоже относится к дислалии: например, когда ребёнок произносит звук «с» неправильно, высунув кончик языка между зубами. В других случаях опускаются отдельные слова или части предложения: «Иду маме», употребляются не верные грамматические формы: «вкусный вишня». То же относится и к запинанию, которое встречается у детей в возрасте от двух до четырёх лет и иногда переходит в заикание. Словарный запас у некоторых детей бывает ограниченным и не соответствует возрастной норме. Ребёнок использует меньше слов, чем его сверстники и не различает понятия, например, говорит «собака» на любое четвероногое существо.
То же относится и к запинанию, которое встречается у детей в возрасте от двух до четырёх лет и иногда переходит в заикание. Словарный запас у некоторых детей бывает ограниченным и не соответствует возрастной норме. Ребёнок использует меньше слов, чем его сверстники и не различает понятия, например, говорит «собака» на любое четвероногое существо.
Нет такого ребёнка, который бы не делал ошибок речи. Некоторые ошибки, в сущности, неизбежны чисто физиологически: смягчённость согласных, замена трудных звуков более лёгкими. Многие ошибки ребёнок может «перерасти», однако не обязательно все. В этом случае нужна помощь специалиста
Как правило, в основе дефекта речи лежит целый ряд причин. Обычно различают причины органического и эмоционального характера.
Хороший слух – одно из основных условий развития речи. Если у ребёнка слух снижен, он не может полностью воспринимать и, следовательно, понимать чужую речь и сам не может правильно хорошо говорить. Если у вашего ребёнка проблемы с речью, первое что нужно сделать, это проверить его слух.
Очень часто проблемы с речью возникают у ребёнка из-за эмоциональных переживаний, связанных с не здоровой обстановкой в семье. Важно также, сколько родители беседуют с малышом. К сожалению, многие родители не задумываются о том, что с ребёнком необходимо общаться, много с ним разговаривать. Бытует мнение что до 6 лет не стоит беспокоится. К школе речь наладится сама. Родители не обращают внимание на неправильное произношение звуков в словах, даже умиляются, «сюсюкают» тем самым закрепляя неверное произношение. Ребёнок не может научиться правильно произносить слова, если перед ним нет модели для подражания.
Современные городские дети проводят всё меньше времени на свежем воздухе и всё больше перед телевизором. Никакой телевизор не заменит человеческого общения. Речь развивается только в живом диалоге. А теперь надо ещё учитывать и влияние компьютера. Компьютерные игры резко сокращают общительность ребёнка. У детей развивается особое отношение к миру: я и компьютер, мне больше ничего не нужно.
Трудности с речью, если на них вовремя не обратить внимания, могут привести к серьёзным последствиям. Если ребёнок говорит плохо, другие дети могут не захотеть с ним дружить. Речевые ошибки будут отражаться и на успеваемости в школе, становясь причиной проблем с чтением и правописанием.
Дефекты речи нужно выявлять как можно раньше и при необходимости сразу назначать соответствующую терапию. Наиболее важный период овладения языком – от года до пяти лет. Если к четырём годам в произношении остаётся много погрешностей не ждите, когда ребёнок это «перерастёт», а обязательно обратитесь к специалисту. Родители тоже должны помогать. Вот что можете сделать сами.
Поддерживайте беседу. Если ребёнок произносит слово неправильно, скажите его так, как надо, но не заставляйте малыша повторять его за вами, не настаивайте на многократном повторении. Так он запомнит, как это слово правильно произносится, не теряя желание разговаривать: «Касивый цветок». – «Ты видел красивый цветок? Какого цвета этот красивый цветок? А знаешь как он называется?» Развивайте тему разговора, и ваш ребёнок почувствует себя более уверенно.
Придумывайте вместе истории. Это развивает фантазию и стимулирует внимание. Истории могут быть разными. Главными героями этих историй могут быть люди, цветы животные, птицы и даже бытовые приборы, так автоматически будет расти словарный запас вашего ребёнка.
Следите за тем, сколько времени ваш ребёнок проводит перед телевизором. Разрешайте смотреть только те программы, которые соответствуют его возрасту. Кроме того, лучше, если он будет смотреть их вместе с кем-то из родителей, чтобы он мог обсудить увиденное и задать вопросы.
Чем раньше будут выявлены причины отставания в речевом развитии, и чем раньше ребёнку будет оказана помощь, тем меньше у него проблем в дальнейшем. Язык и мышление тесно связаны. Хотим мы этого или нет, но о способностях ребёнка судят по его речи. Поэтому так важно уметь ясно и чётко выражать свои мысли, правильно задавать вопросы и формулировать ответы.
Библиография
1 .Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12.
2. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М. : Просвещение, 2009.
Учитель-логопед. Дроганова С. Н.