Людмила Ионина
Консультация для родителей «Подвижные игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка,
источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
П. Ф. Лесга
фт. [/i]
Подвижные игры на свежем воздухе – это прекрасная возможность весело провести время с пользой для здоровья. Играя ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, начинает реализовать потребность в общении и развивается всесторонне. Поэтому так важно помогать ребенку в его умственном и физическом развитии, подбирать для него подвижные игры и играть вместе с ним.
Публикация «Консультация для родителей „Подвижные игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Подвижные игры положительно влияют на физическую активность и развитие ребенка, формируются такие навыки как ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве, совершенствуется координация движений. Подвижные игры дают ребенку много положительных эмоций, которые благотворно влияют на его настроение и здоровье. Проводя время на свежем воздухе и играя в подвижные игры, дети получают большую пользу для здоровья: едят с большим аппетитом, легко засыпают и крепко спят, меньше повержены капризам и резким сменам настроения.
В свою очередь наоборот если ребенок ведет малоактивный образ жизни, то в более старшем возрасте он быстро утомляется. Высокая двигательная активность является отличной профилактикой проблем со здоровьем.
Большинство детских подвижных игр предусматривает активное взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Поэтому ребенок хорошо социализируется: учится быстро реагировать в различных ситуациях в жизни и общению со сверстниками.
Подвижные игры развивают физические качества: силу, ловкость, выносливость, быстроту, гибкость. В процессе игры развиваются и совершенствуются определенные умения, активизируется работа внутренних органов всех систем, улучшается работа мозга.
Такие подвижные игры как эстафеты, соревнования, хорошо развивают аналитическое мышление у ребенка. Кроме того, формируются интеллектуальные качества: логика, дедукция, различные мышление, умение прогнозировать, длительная концентрация на решении конкретной задачи.
Взаимодействуя в игре со сверстниками, ребенок учится коммуникабельности, быть терпимым к ошибкам, работать в команде, решать общие задачи. Дети тренируются распределять между собой обязанности и ответственности за своё поведение и поступки. Они учатся уступать друг другу, идти на компромисс и прислушиваться к мнению других детей. Основными социальными качествами, которые развивают у детей совместные подвижные игры, являются: самостоятельность; трудолюбие; доброта; смелость; честность; уважение; ответственность; уверенность в собственных силах.
Игры с использованием мяча способствуют развитию у детей координации, внимания и причастности к общему командному делу.
«Крокодильчик»
Две команды по 5 – 6 человек стоят в ряд друг за другом. Каждая пара держит между собой мяч, руки при этом использовать нельзя. Цель – быстрее дойти до финиша. Побеждает команда, которая дошла до конца и не уронила ни разу мяч.
«Картошечка»
Игроки стоят по кругу и передают мячик от себя друг другу. Ребенок, не отбивший мяч, становится в центр, а остальные продолжают игру. Любой участник может выбить сидящего, после чего тот возвращается в игру. «Наказанный» игрок тоже должен пытаться поймать летящий мяч. Если у него это получится, то он снова начинает играть, а ребенок, бросивший мяч, занимает его место.
«Мячик через голову»
Две команды строятся в ряды затылками друг к другу. Первые игроки берут мячи. По сигналу взрослого они передают их через головы игрокам сзади, они передают мяч следующим, и так до конца. Последние игроки должны обежать свои команды, встать в начале строя и начать игру снова, передав мячи между ног участников. Третьи по счету игроки после того, как приняли мяч, бегут вперед и снова передают мячи через головы. Побеждает команда, быстро сменившая всех игроков и не запутавшаяся в правильной последовательности.
«Лови - не спи!»
Дети становятся в круг спинами ко взрослому - ведущему. Ведущий, стоящий в центре круга, держит мяч в руках и считает от одного до пяти. Закончив отсчет, он называет одного из игроков по имени и бросает мячик вверх. Тот игрок, чье имя назвал ведущий, должен быстро повернуться и поймать мяч. Сделать это нужно, когда мяч находится в полете или один раз ударился об землю. Игрок, не справившийся с заданием три раза, выходит из игры.
«Ищем мяч!»
Дети встают в круг как можно ближе друг к другу, при этом держа руки за спиной. Игра начинается с того, что дети передают небольшой мячик друг другу за спиной. Взрослому водящему, стоящему внутри круга, нужно угадать, у кого из детей сейчас находится мячик. Обращаясь по очереди к разным игрокам, он говорит: «Покажи руки!». Участник должен протянуть обе руки вперед. Если мяч оказывается у него, он становится водящим.
«Охотимся на гусей»
Участвуют две команды: гусей и охотников. Охотники становятся за большим кругом, гуси остаются внутри него. После сигнала охотники пытаются зацепить мячом гусей, которые в свою очередь должны от него уворачиваться. Осаленный гусь выбывает из игры. Когда все гуси осалены, участники команд меняются местами. Можно засекать определенное время на проведение игры, тогда победившей признается команда, выбившая больше гусей.
«Вышибала»
Двое участников становятся по разные края установленной площадки. Все остальные стоят в ряд посередине ее, лицом к «вышибале». Он бросает мяч, пытаясь касаться им кого-либо из игроков на поле. Если это получилось, то игрок проигрывает и уходит за пределы площадки. Теперь второй «вышибала» бросает мяч. Важно, чтобы мяч был легким.
Игры для девочек на свежем воздухе
«Резиночка»
Резиночка связывается образуя замкнутый контур и растягивается на ногах двух играющих. После чего третий участник начинает игру. Он выполняет все упражнения (прыжки) по порядку.
Существуют различные вариации игр с использованием обычной бельевой резинки, которая связывается в кольцо.
«Секретик»
Одна из девочек копает в песке небольшую ямку, прячет туда небольшой предмет и снова зарывает песком. Смысл игры в том, что нужно надежнее спрятать свой секретик и найти, где припрятан тайный предмет другой команды.
Игры для мальчиков на свежем воздухе
«Войнушка»
Дети делятся на две команды и «сражаются» друг с другом. Для игры используют предметы заместители.
«Казаки-разбойники»
Команда разбойников загадывает пароль и убегает. При этом участники отмечают свой путь стрелками на стенах, деревьях и асфальте. Команда казаков через некоторое время начинает погоню за разбойниками. Найденного участника приводят в штаб и пытаются выведать пароль. Целью игры является поиск всех разбойников и открытие секретного слова.
Подвижные игры на свежем воздухе по возрастам
Игры для самых маленьких
Подвижные игры для маленьких детей до двух лет должны отличаться простотой и понятностью. Малыши в таком возрасте уже имеют навыки обычной ходьбы, прыжков, бега на двух и на одной ноге, могут спускаться и подниматься по лестнице. Обучение правилам игры проходит в игровой форме без каких-либо элементов принуждения.
«Пчелы»
Взрослый перевоплощается в пчелку. Он имитирует ее жужжание и полет, свободно и легко машет крыльями (руками). Пчелки должны собрать с цветочков нектар и вернуться с ним в улей. Цветы могут быть нарисованными на асфальте или настоящими. Улей можно также нарисовать в виде круга или выложить на земле скакалкой или веревкой.
«Ползающая змейка»
Нужно закрепить скакалку или веревку над травой так, чтобы дети могли проползти под ней. Веревка опускается все ниже и ниже до тех пор, пока участник не станет ее приподнимать, чтобы свободно проползти.
«Черепашья гонка»
Здесь тоже нужно ползти по траве, только без веревки. Побеждает тот, кто медленнее всего приползет к финишу.
«Полоса с препятствиями»
В качестве препятствий можно использовать бревна, ветки, палки, ведра. Необходимо подстраховывать каждого участника во время трудных и опасных моментов, чтобы избежать травм.
«Летите, самолетики!»
Предварительно нужно сделать как можно больше бумажных самолетиков. И потом устроить соревнование, в котором побеждает тот ребенок, чей самолетик долетит дальше.
«Солнечный зайчик»
Игру нужно проводить в солнечную погоду. Для нее понадобится небольшое зеркало. Ловите солнечных зайчиков и просите ребенка погоняться за ними.
«Птички-невелички»
Предложите представить малышам, что они непоседливые и прыгучие птички. Нужно одновременно прыгать и махать руками. Прыгать можно на месте на двух ногах, либо вперед-назад. Если ребенку это дается с трудом, то помогайте ему, держа за руку или под мышки.
Подвижные игры для дошкольников 2-4 лет
В возрасте двух-четырех лет дошкольники становятся более активными и выносливыми. Их все больше начинают интересовать командные игры с другими детьми. Малыши стремятся показать свои достижения и умения другим людям.
«Мишка медведь»
С помощью считалки выбирают «медведя». На одном краю площадки будет берлога мишки, на другом – домик детей. В центре площадки – лесная опушка. Дети выходят из дома и идут к опушке собирать ягоды. Мишка неожиданно выбегает и пытается кого-то поймать. Пойманный игрок становится «медведем».
«Классики»
Дети прыгают по игровому полю на двух ногах, в соответствии с цветом квадрата, названного взрослым (вместо цифр – основные цвета).
Игры на улице для детей 5-7 лет
«Донеси мешочек»
Ребенок идет между палками, разложенными на ширине 40 сантиметров друг от друга. При этом у него на голове лежит мешочек с сухим песком. Задача ребенка – дойти до конца и при этом не уронить мешочек на землю. Важно не набивать мешочек слишком плотно, так как в этом случае его будет трудно удержать. Вместо мешка можно применять книги, корзинки и другие предметы.
«Игра с обручем»
Ребенок должен катить перед собой обруч, при этом стараясь не уронить его на землю. Задача – докатить обруч до финишной прямой.
«Собираем ленты»
Между деревьями протягивается веревка с набросанными на нее цветными лентами. Концы лент должны быть немного выше, чем поднятые руки детей. Они становятся под веревку и подпрыгивают, снимая как можно большее количество лент.
«Поймай»
Двое детей кидают мяч друг другу по очереди. Третий участник, стоящий между ними, старается поймать его. Если у него это получается, то он становится на место ребенка, бросавшего мяч. «Уголочки». Дети становятся в предварительно начерченные уголки. Один игрок, не имеющий уголка, встает в середину площадки и просит у одного из стоящих отдать ему свой уголок. Тот отвечает отказом. Тогда игрок подходит с этой же просьбой к другому, а в это время участники меняются местами, а он пытается занять место одного из них.
Подвижные игры объединяют взрослых и детей, развивают физические качества, коммуникабельность, заряжают энергией.