Елена Кирюшина
Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Известно, что и двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной статической нагрузкой. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам, недостаточная сформированность зрительно – двигательной координации произвольного внимания и зрительной памяти у детей этого возраста определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма. В не меньшей степени это относится и к детям с задержкой психического развития. У многих детей с ЗПР при исследовании обнаруживаются различные формы двигательных нарушений, делают движения неловкими, препятствует их плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. В ходе коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в не сформированности учебной мотивации, слабости волевых установок. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности вцелом. Весь комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук можно разделить на четыре составляющие:
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
1. пальчиковая гимнастика;
2. работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
4. физические упражнения (физкультурные занятия).
Так, начиная с3-4 лет проводят с детьми различные пальчиковые игры, что стимулирует речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма.
Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.
В работе с детьми так же используются в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Детям предлагают сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти предметы, в более старшем возрасте выкладывания букв из семян, веточек, мелких пуговиц, катаем карандаши с гранями между ладонями.
Учите детей работать с ножницами. Ведь умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Систематическое вырезывание различных фигурок из старых открыток,журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Работая с раскрасками, трафаретами, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции что и при письме. Работа с бумагой, оригами, плетение помогает развитию точных движений и памяти. Так, уже с малышами нужно начинать игру «Умные шнурочки», а в более старшем возрасте выполнять поделки в стиле оригами, плетение ковриков из полосок бумаги, изготавливать открытку для мамы в технике Квилинг.
Формирования интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведения элемента буквы по точкам, затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым стимулируем интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приё мом действий: вести линию сверху вниз и слева направо, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур
Упражнения на развитие аналитика – синтетической деятельности предшествуют работе с буквами. Педагог предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения «какие элементы?», их пространственное расположение. Анализ образа букв включает в себя умения ребёнка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение. Например: в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая. Синтез образа букв создает образ буквы из необходимых элементов. Дифференциация образа букв начинается с закрепления образа букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения: «Подбери такую же», «Буква в разных на рядах», «Определи на ощупь».
Потребность в письме у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и “ручную умелость” для подготовки его к овладению графикой письма.