Евгения Валерьевна Федорова
Консультация для родителей «Почему ребенку нужна игра»
▼ Скачать +Заказ
«Почему ребенку нужна игра»
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Психологи утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, оно определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления. Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Игра — это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребенку нужна игра“» размещена в разделах
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе. Игра – школа общения. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст, а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.
Основной мотив игры – действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей». Какой восторг ребенок испытывает, когда мама или папа, оторвавшись, наконец, от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ничто не может сравниться с радостью и полученным удовлетворением от игры с мамой и папой! Учите детей играть! Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит, он принял роль. Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.
Как игра влияет на ребёнка!
Ребенок приобретает набор навыков. Думайте об игре, как о детском наборе инструментов. Когда ребенок рождается, у него этих инструментов совсем мало. Младенцы развиваются, растут и постепенно начинают приобретать новые навыки. Взрослые, в свою очередь, должны помочь детям в их приобретении. Играя с ребенком, вы помогаете ему развивать новые навыки, которые помогут в дальнейшей общественной жизни. Не успеете оглянуться, как совместное игровое взаимодействие поможет ребёнку выработать навыки, необходимые для построения хорошего будущего! Кроме того, это обязательно понравится и вам.
Как играть с ребенком!
Игра с ребенком предполагает активность, наблюдательность, поддержку, а также понимание. Во время совместной игры тесно взаимодействуйте с ребенком, разговаривайте, но старайтесь вмешиваться не слишком часто. Позвольте малышу исследовать свое окружение и свои ощущения. Не забывайте улыбаться и смеяться, а также, чтобы с вами смеялся и ваш ребенок! Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Польза для родителей от совместной игры с ребенком
Играя с ребенком ради ребенка, оба родителя могут получить много полезного. Совместные игры сближают родителей с детьми. А еще они помогают почувствовать себя счастливым и отдохнуть от забот. Чем чаще дети и родители проводят свободное время вместе, тем они счастливее. Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.
Когда дети играют дома – родителям приятно. Но что такое детская игра? Для чего она? Некоторые родители считают, что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают. Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается, игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учёные выделяют три вида деятельности: 1 – Общение от рождения до года. 2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность. 3 – С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая. Почему ведущий? Потому что развивают все психические процессы детей, мышление и речь, внимание, память, воображение. Жизнь малыша - это период, когда он избавлен от труда, от учёбы, не страшится ни холода, ни голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным образом появляется на столе, в шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь ему хочется принять участие в жизни взрослых людей. Пусть не по – настоящему, пусть «понарошку». А что в это поиграть? Зачем ждать, когда вырастешь, когда уже сейчас можно сесть за штурвал корабля, слетать в космос, быть пожарником, спасателем, доктором, или просто мамой, папой. А много и не надо, возьми предметы пусть маленькие, упрощённые и пользуйся, дерись с пиратами, защищай родину от врагов. И ребёнок играет. Уже на втором году жизни кормит куклу, купает её. Кажется, простое подражание, но какой шаг в развитии. Он может использовать лоскуток как одеяло, палочку как ложечку, пить из пустой кружки. Появляется воображение, он использует заменители предметов. Но вы рядом. Он играет, но косвенно обращается к вам, ему нужно получить одобрение и оценку. Уйдите из комнаты и игры, нет. С трёх до пяти лет игра становится сложнее. Дети хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе, берут роли, братья, сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже не только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман - человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы: сколько времени должен играть ребёнок, стоит ли отвлекать другим занятием? Ответ: Надо дать ребёнку возможность играть. Если он не наиграется в детстве, то не будет успеха в серьёзной деятельности. Ребёнок развивается в игре – учится обобщать, анализировать то, что нужно, развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Педагоги говорят – каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.
«Почему ребенку нужна игра»
Если ребёнок хорошо играет – значит, он учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит, ребёнок развивается правильно!
В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера. А вот какие именно навыки получат дети в игре, об этом мы и расскажем.
Подвижные игры развивают силу, выносливость, ловкость, улучшают осанку.
Командные игры учат ребенка сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации (пусть порой и с помощью взрослых).
В ролевых играх малыши привыкают справляться со своими эмоциями. Радоваться и показывать свое счастье на людях, скрывать в нужные моменты грусть и разочарование, переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.
Играя в конструкторы, строительный материал и различные технические игрушки (подзорные трубы, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, у ребенка развивается изобретательность, проявляются конструкторские способности и интерес к строительству и технике.
Театральные игры обогащают детское художественное восприятие.
Интерактивные игры (дочки – матери) учат ребенка взаимопомощи и взаимодействию с другими людьми, знакомит со взрослым миром на детском языке.
Одна сплошная польза.
Игра – это один большущий плюс в копилку развития малыша. Смотрите сами: активные игры улучшают физическую форму ребенка, понижая тем самым риск заболевания диабетом, астмой и ожирением; игры на свежем воздухе, активные и подвижные, отлично тренируют легкие и помогают укрепить иммунитет, способствую нормальному росту и развитию.
Также игры – это отличный способ развития психики ребенка. В процессе подвижных игр ребенок тренирует свою крупную моторику, оттачивает мастерство ловкости, учится удерживать равновесие. И, кстати, в таких вот подвижных играх при наблюдении за ребенком можно определить его спортивные или же хореографические таланты.
Но не только активные игры приносят пользу. Есть огромный плюс к развитию малышей и в спокойных занятий. Таких, например, как настольные игры, занятия творчеством – словом все то, что способствует развитию мелкой моторики. И совсем необязательно покупать дорогущие наборы для творчества, когда буквально под ногами столько материалов для творчества! Вот вам и листочки, и каштаны, и шишки – можно сделать отличную поделку! Главное – желание и чуть-чуть фантазии.
И еще один несомненный плюс активных игр: развитие речи. Нет, конечно, не только игры развивают детскую речь, но как утверждают психологи, именно в процессе игры малыши активно впитывают в себя информацию, поступающую извне. Чтобы польза от игр была максимальной – не стоит навязывать малышу игры, которые ему не нравятся. Даже если это супермодная развивающая игрушка, рекомендованная для игр всеми в мире педагогами. Навязывание своей модели игры малышу не даст ожидаемого эффекта и может вполне вызвать негатив в сторону игры. Дайте возможность малышу самому выбрать, как играть и во что играть – присоединитесь к нему в процессе игры, соблюдая его правила. Даже если вы хотите с помощью кубиков, например, Зайцевых, выучить буквы с ребенком – не спешите сразу же пояснять и акцентировать внимание, пусть малыш немного поиграет, привыкнет к ним. Все равно он потом проявит интерес к нарисованным картинкам и буквам. И вот тут вы уже можете спокойно объяснять малышу, рассказывать, что нарисовано, какая буква – в этом случае малыш будет готов принять информацию и запомнить ее.
В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера. А вот какие именно навыки получат дети в игре, об этом мы и расскажем.
В наше время родители все чаще воспринимают детские игры как бесполезное занятие и развлечение, пустую трату времени. Многие готовят своих детей для жизни в мире, основанном на выживании и конкуренции, где успех и карьера зависят лишь от интеллектуальных способностей. Меняют любимые игры своих малышей на серьезные занятия – письмо, счет, чтение и раннее обучение языкам. Но игра по-прежнему нужна ребенку не меньше чем воздух, вода, еда.
Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр — в них заложен глубочайший смысл.