Елена Назарова
Консультация для родителей «Почему дети говорят сами с собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Почему дети говорят сами с собой?»
Часто у родителей дошкольников возникает один и тот же вопрос: «Это нормально, если мой ребенок часто говорит сам с собой?»
В каждом окружении есть всезнающие люди, которые рассказывают страшилки: если ребенок говорит сам с собой – это признак эгоизма, инфантилизма и вообще раздвоение личности. Не слушайте таких «доброжелателей»! Разговор вслух – это всего лишь определенный этап развития ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Почему дети говорят сами с собой“» размещена в разделах
Театр одного актера. «Мой малыш как радио, которое невозможно выключить. Даже когда он играет один на один со своими игрушками, он все время что-то говорит на разные голоса, сам себе задает вопросы, и сам же на них отвечает. Может быть, это потому, что он не ходит в детский сад?» - волнуется мама четырехлетнего ребенка, и она недалека от истины. Ее ребенок постигает сложнейшее искусство – искусство вести диалог. Он отрабатывает тот сценарий, который подметил у взрослых. Увидев, что люди говорят по очереди на одну и ту же тему, он, за неимением сверстников под рукой, разыгрывает ситуацию светского общения с мишками и куклами. Кроме речи, ребенок использует и другие средства: кивает головой. Внимательно слушает, грозит пальчиком или улыбается.
Сам себе режиссер и контролер. Бывает, что ребенок не проигрывает сценок с диалогом, а озвучивает вслух свои действия. Например, собирая картинку из кубиков, говорит : «А сейчас мы возьмем этот кубик и поставим вот сюда. Нет. Не подходит! Тогда мы возьмем вот этот. Он маленький, а надо большой, куда он пропал?» Педагоги называют такие рассуждения внутренним планом действий. Так малыш планирует последовательность своей работы и при этом сам себя контролирует.
Что вижу – то пою. Иногда дети говорят или поют вслух все, о чем думают или что видят. Это так называемая личная речь. Все люди имеют речь для себя, текущую беззвучно внутри. Часто такую внутреннюю речь показывают в фильмах как голос за кадром, раскрывающий нам невысказанные мысли говорящего.
Обычно выделяют три этапа развития личной речи у малыша. На первом этапе ребенок озвучивает результат, например: «Я нарисовал дом и дерево, получилось хорошо!»
На втором этапе развития личной речи, он уже учится оценивать промежуточный результат и планировать, как он завершит работу. Например: «Я нарисовал красивый дом и дерево. Теперь я нарисую маму, папу и себя».
На третьей стадии, которая приходится на возраст 5-6 лет, ребенок учится планировать свои действия заранее, воплощать задуманное последовательно, а также создавать попутно ассоциативные ряды. «Сейчас я нарисую красивый дом, как у бабушки в деревне, большое дерево и всю семью. Мы будем держаться за руки и улыбаться. Мама любит, когда мы это делаем! Ей понравится рисунок. Вот мама с папой удивятся, когда увидят, кого я нарисовал!»
Как правило, к восьми годам личная речь переходит во внутреннюю. Ребенок растет и учится мыслить про себя. А до сих пор не стоит слушать советчиков, которые считают, что говорить самим собой – это ненормально. Как раз, наоборот: личная речь – это правильный детский способ выражения своих чувств, отработки речевых и социальных навыков, развития мышления и самоконтроля.