Выглазова Анастасия
Консультация для родителей по здоровому образу жизни «Леворукий ребенок-особенный»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни.
Консультация для родителей на тему :
«Леворукий ребенок- особенный»
В семье радость – малыш появился на свет. Младенец ест, спит и криком выражает свое недовольство. Проходят дни, недели, ребенок начинает познавать окружающий мир: сегодня он начал следить глазками за яркой игрушкой, завтра уже сам тянет ручку к погремушке, а через полгода вся семья с умилением наблюдает, как малыш сам разбрасывает ложкой яблочное пюре. В это время взрослым все равно, правой или левой ручкой маленький озорник схватил дедушкины очки или вытащил из земли любимый бабушкин фикус.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок до полутора лет одинаково ловко (или неловко) пользуется обеими руками и с легкостью перекладывает ложку, лопатку, карандаш из левой руки в правую, и наоборот. Но, чем старше малыш становится, тем чаще и увереннее он пользуется определенной рукой. Родители вдруг с тревогой замечают, что их ребенок именно левой рукой разрисовывает обои в коридоре и ложку чаще всего держит тоже в левой руке.
Дефект или особенность?
К сожалению, леворукость ребенка очень часто воспринимается близкими как болезнь или серьезный дефект. Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует его семью. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Что это – боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего – это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из привычной общей картины.
Раньше леворуких детей переучивали. Воспитатели в детском саду строго следили, чтобы ложка была в «правильной» (читай – в правой) руке. Учителя в школе заставляли писать только правой рукой, а левую нередко даже привязывали к телу, чтоб ручка или карандаш ненароком не «перескочили» в ту руку, которой работать удобнее, но – «не по правилам».
Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: переучивать леворуких детей ни в коем случае нельзя! Леворукость – это не досадный дефект, а лишь личностная особенность, индивидуальный вариант нормы.
Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Главное, что следует понимать и помнить – переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.
Почему так бывает?
Почему же ребенок предпочитает работать левой рукой? Существует три основных причины леворукости : компенсаторная, вынужденная и генетическая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга, которое выполняет функцию аналитического центра, а также руководит процессами письма и чтения. Правое полушарие – это «творческий центр», средоточие интуиции и целостного восприятия. Конечностями же полушария руководят перекрестно: когда ребенок действует левой рукой, команды ему подает правое полушарие, и наоборот. Нередко бывает, что при поражении левого полушария головного мозга его функции частично принимает на себя правое полушарие, доминирующей становится левая рука и возникает компенсаторная леворукость. Иногда, когда травмируется правая рука, особенно если это происходит в раннем возрасте, также ведущей становится левая рука – возникает вынужденная леворукость. Генетическая теория возникновения леворукости также разрабатывается многими учеными. В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости – комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Сложности обучения
Леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Могут возникать некоторые нарушения в развитии, которые связаны с причиной появления леворукости. Например, при повреждении у ребенка левого полушария головного мозга можно ожидать нарушений речевого развития. У детей с вынужденной леворукостью часто появляется неуверенность в себе, повышенная возбудимость, тревожность, неврозы. Заботливым родителям стоит попытаться определить тот или иной тип леворукости у ребенка, поскольку от этого зависит, какие методики нужно применять, чтобы свести к минимуму давление праворукой среды на маленького левшу.
При подготовке к школе леворукого ребенка существуют некоторые проблемы. Чаще всего леворукие дети встречаются с трудностями при обучении письму, чтению и счету. Дело в том, что основой для этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
1) восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
2) формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
3) выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);
4) неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, буквы с разным наклоном);
5) зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
6) очень медленный темп письма.
Наряду с зеркальным письмом у маленьких левшей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением того, что ребенок не усвоил основные принципы организации пространства. У леворуких детей нередки школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами, как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Главное правило родителей леворукого малыша
Постарайтесь понять и принять тот факт, что в вашей семье растет леворукий ребенок. Не позволяйте себе даже в мыслях относиться к этой его индивидуальной особенности как к чему-то неправильному, ущербному. Помогите своему малышу адаптироваться и приспособиться к праворукому миру спокойно, без лишних стрессов и насилия над собой.
При подготовке к школе леворукого ребенка можно привлечь и специалиста.
В любом случае, от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.