Ольга Аксютова
Консультация для родителей «Приобщение старших дошкольников к народным традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению К. Д. Ушинского, воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта, это традиции, обряды, обычаи, верования, это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Публикация «Консультация для родителей „Приобщение старших дошкольников к народным традициям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Эта тема актуальна в современной жизни, потому что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по- новому взглянуть на народные традиции, а именно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи. Русские народные традиции – одна из составляющих частей наследия русского народа.
В народе говорится : «Нет дерева без корней, нет дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Народная культура прочно связана с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в нашем детском саду.
Народные праздники включают в себя все компоненты народной культуры : фольклор, народные песни, сказки, пословицы, поговорки, народные игры, театрализованные представления. Что такое обряд? Обряд, если можно так выразиться, есть некая схема оформления взаимоотношений человека с окружающим миром, и через обряд передается значительный объё м знаний: о сезонных изменениях в природе, историческом прошлом нашей страны. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частью своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности, учат бережному отношению к родному краю, своим предкам, истории народа.
Праздник – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, т. к. главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного труда.
Свою работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я строю на основе народного календаря. Народный календарь охватывает весь годовой круг и различные события в жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Годовой народный календарь помогает мне построить всю работу с детьми по естественному циклу.
Для наших детей я выбрала пять самых актуальных сезонных календарно-обрядовых праздников. Эти праздники объединяют детей и родителей. Ведь в наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми, наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Я считаю, что народные праздники помогут родителям и детям приобрести опыт совместного сотрудничества и общения, единения, доверия.
Осенью, в период уборки урожая, проводятся народные праздники «Капуста» и «Кузьма и Демьян». Осенью начинают капусту рубить, капусту квасят – заготавливают на зиму, с капустой пироги и пирожки пекут - это можно сделать вместе со своим ребенком. А праздник «Кузьма и Демьян», который проходит 14 ноября, славит всех тружеников. Кузьминки - об осени поминки, кузьминки – встреча зимы. Кузьма и Демьян – святые покровители ремесел. В этот день можно вместе с ребенком сварить кашу и угостить своих родных, потому что Кузьму и Демьяна звали в народе «кашниками», за свою работу они денег не брали, а просили, чтобы их кормили кашей. Всей семьей можно вспомнить, как все вместе трудились, каких успехов добились, всё обсудить, обо всём поговорить, да и кашки покушать. Думаю, что вечер будет замечательным. А народные гулянья «Осенины» предполагают семейное празднество со всеми дарами осени: вареньем, солеными огурцами, салатами, грибами и обязательной благодарностью за труд.
А за осенью зима – Рождество, праздник семьи. Год начинался обрядом Колядования. Коляда – это заклинательная песня. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания: «С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были, много лет жили! Новый год пришел, старый угнал, себя показал! Ходи, народ, солнышко встречать, Мороз прогонять!» или «Коляда – моляда, отворяй ворота! Дай кишку, дай лепешку, дай свиную ножку всем понеможку».
Весенний праздник Масленица – проводы зимы. Вместе с детьми пеките блины и обязательно угощайте всех близких и родных, можно пригласить в гости друзей вашего ребенка. Ведь блины являются обязательным лакомством в Масленицу. Круглая форма и золотистый цвет блинов считали символом солнца. Ещё один весенний праздник Жаворонки – встреча весны, в этот день, 22 марта, обязательно вместе с ребенком настряпайте и испеките жаворонков, угостите родных, соседей, друзей вашего ребенка и обязательно пожелайте всем здоровья. Ведь на Руси считалось, что именно во время весеннего равнодействия прилетают из тёплых стран жаворонки, а за ними все перелетные птицы. «Ой вы, жавороночки, жавороночки, летите в поле, несите здоровье: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье». Именно 22 марта весна окончательно сменила зиму, а день мерялся с ночью, и это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом полевых работ, говоря: «Жаворонок небо пашет».
Светлое Воскресенье Христово наименовано Пасхой. Пасха – это главное событие в духовной жизни христиан. Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо – раскрашивание и роспись яиц, а еще наводится порядок, стряпаются Пасхальные куличи, зажигаются свечи. Пусть в этот день ваш ребёнок будет рядом с вами, пусть он принимает активное участие во всех Пасхальных обрядах. Объясните ребенку, что на пасху принято поздравлять друг друга с Воскресеньем Христа – христосоваться и обмениваться пасхальными яйцами. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте друг другу здоровья, душевной чистоты. А ещё с яйцами можно играть. Этот праздник объединяет семью, настраивает на светлое и счастливое будущее. Хочу рассказать о некоторых поверьях, которые существовали у крестьян: на Пасху играет солнце. Ранним утром в первый день Пасхи крестьяне выходили смотреть на игру солнца, чтобы на этом основывать свои предсказания будущего урожая. Например, если на Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету. На святой дождь – добрая рожь. На святой гром – к урожаю. Если на второй день Пасхи погода будет ясная, лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое. Вот такими приметами пользовались наши предки и, мне кажется, редко ошибались.
Хочу подчеркнуть, что все значимые даты аграрного года непрекословно соблюдались, праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Все календарно-обрядовые праздники имеют особое смысловое значение, каждый праздник тесно связан с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют все черты присущие русскому человеку: гостеприимство, доброта, трудолюбие, уважение.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание. Все знают русскую народную игру «Прятки». Помните? Если помните, то вас можно считать носителями русских традиций. Надо отметить, что каждому празднику соответствует своя игра. Осенью, вместе с ребенком, можно поиграть в игру «Заря-зарница» :
- Заря-зарница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты расписные. Раз, два, три – не воронь, а беги как огонь.
Весной можно сделать кораблики и запустить в ручейки, а зимой поиграть в игру «Бабка Ёжка». Для того, чтобы распределить роли в игре, выучите считалки, самые простые и легко запоминающиеся, например:
«Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи – тебе водить».
Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря игре дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, т. е. приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
-Пчелушки, Серые, малые, Крылышки алые, Носики вострые, Сами пестрые.
В поле идут, Гудут, гудут. С поля идут, Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывают благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна красна,
Теплое летечко!
Люли-люли,
Теплое летечко.
Весна красна,
Что же ты нам вынесла?
Люли-люли,
Что же ты нам вынесла?
Малым деточкам
По яичечку,
Люли-люли,
По яичечку,
Красным девушкам
По женишечку,
Люли-люли,
По женишечку.
Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту.
С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Моей старшей внучке 15 лет, а она до сих пор помнит: «Ладушки», «Расти коса до пояса…»
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.
Они не велики по объему, но очень ёмки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Например, «Про доброе дело – говори смело», «Сделав добро – не кайся», «Из худого, хорошее не сделаешь», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Где родился, там и пригодился», «Где гнев, там и милость».
Загадки — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса.)
Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля.)
Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Нельзя не отметить благотворное влияние фольклора на здоровье дошкольников. Народно – обрядовое действо, включающее в себя музыку, танец, пение, подвижные народные игры – все благотворно влияет на психо-физический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания, исполнение народных танцев - формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений.
Дети с большим интересом относятся к народной культуре своего народа, способны оценить и освоить её основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье.
В ходе работы по приобщению детей к русской национальной культуре посредством знакомства с календарно-обрядовыми праздниками, я стараюсь развивать личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.
Можно сделать вывод, что в народных традициях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания. И я верю, что в сознании и душах наших детей останется то, что они являются носителями русской народной культуры, и все свои знания и опыт они передадут своим детям, и так из поколения в поколение. Верю в это!
Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, слышал русские песни, колядки справлял, был воспитан в труде, в милосердие, добре, в уважении к старшим, родным и Земле, то эту заповедь предков он в душе сбережет, только радость и счастье в душе пронесёт.