Стапонкус Марина Николаевна
Консультация для родителей по конструированию на тему «Конструирование из бумаги и картона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития ребёнка.
Понятие конструирования подразумевает под собой процесс детского творчества, в котором создаётся нечто новое для самого ребёнка.
Термин «конструирование» от латинского слова construers – построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Публикация «Консультация для родителей по конструированию на тему „Конструирование из бумаги и картона“» размещена в разделах
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек. Таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.
Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.
2 Значение конструирования из бумаги и картона на развитие ребёнка дошкольного возраста.
Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребёнка и его подготовки к обучению в школе.
Эти виды деятельности значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения на занятиях, дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы. Учатся намечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приёмы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними.
Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространённый в работе с детьми материал.
Работа с бумагой и картоном способствует эстетическому развитию:
1 дети правильно учатся подбирать цветные сочетания;
2 грамотно составлять композицию;
3 выбирать форму;
4 привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.
Выполняя изделия из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находит неожиданные варианты их использования.
3 Основные свойства бумаги и картона.
Знакомство со свойствами бумаги поможет детям при выполнении самых разнообразных изделий. Знание свойств даёт возможность подобрать для изделия нужный материал, а это, в свою очередь, значительно повышает качество работы и её оформление.
При выборе бумаги необходимо учитывать её качества и свойства. Бумага имеет волокнистое строение. При отливке бумаги часть волокон идёт вдоль машины, а часть – поперечные. Разное расположение волокон влияет на свойства бумаги. Например, разрыв вдоль волокон более ровный, чем поперёк, вдоль волокна полоска прогибается меньше, чем такая же, вырезанная поперёк.
Гладкость – состояние поверхности бумаги (ровная, гладкая, шероховатая).
Пористость влияет на состояние поверхности бумаги. Чем меньше пористость, тем ровнее поверхность.
Водонепроницаемость определяется степенью противостояния и пропускания воды. Например, салфетки хорошо пропускают воду, а парафиновая бумага не пропускает.
Способность бумаги изменяться : изгибаться, уплотняться при нагрузке, сминаться и восстанавливать первоначальную форму после нагрузки – называется упругость.
Прочность – сопротивление бумаги на разрыв, проверяется опытным путём. Сухая бумага прочнее мокрой, в продольном направлении прочнее, чем в поперечном.
К оптическим свойствам относится: цвет, белизна, прозрачность, светонепроницаемость и др. Бумага может обладать и специальными свойствами: жиронепроницаемостью, воздухонепроницаемостью, способностью в горении и др.
4 Методические рекомендации проведения работы по конструированию из бумаги с детьми дошкольного возраста.
Вторая младшая группа.
Конструирование из бумаги в этом возрасте не выделяется как отдельный вид занятий. Оно строится на простейших приёмах работы с бумагой и первичном ознакомлении детей с её свойствами (в работе используются такие приёмы, как скомкать бумагу, разорвать, скатать комочек и др.)
Конструктивная деятельность детей этого возраста, как и ранее, тесно связана с игрой и основывается на непосредственном восприятии формы, строения, величины предметов.
Методы и приёмы работы несколько меняются, словесные инструкции становятся более краткими. Анализ детских построек лучше проводить в игровой форме.
На всех занятиях необходимо побуждать детей рассказывать, как они будут строить, помогая при необходимости вопросами и советами.
Средняя группа.
Со второй половины года, детей начинают обучать конструированию из бумаги и картона на занятиях.
Конструирование по-прежнему связано с игрой. Только связь эта несколько меняется. Если в младшей группе определяющим был сюжет творческой игры и в его рамках решались конструктивные задачи, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развёртывается по мере завершения постройки.
На первом занятии знакомят со свойствами бумаги, учат складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. На следующем занятии воспитателю можно предложить детям сделать пригласительный билет для мамы и папы на родительское собрание. Ребята рассматривают образец, педагог показывает приёмы работы, советует, подбадривает детей. Дети по-своему украшают билет аппликацией, свободно располагая декоративные украшения. В конце занятия все билеты кладутся на стол перед детьми и анализируются.
Тематика занятий по конструированию с детьми может быть разнообразной, важно, чтобы конструкции по сложности изготовления предлагались детям от простого к сложному. Детей учат делать альбомы, будку для собачки, простой домик, вагончик, складывать лист пополам, наклеивать на основную часть несколько деталей.
Перед началом занятия с детьми проводится беседа о процессе и замысле изготовления поделки. Знания и умения детей, приобретённые на занятиях, закрепляются и развиваются в повседневной жизни и в игровой деятельности. В распоряжении детей средней группы должно быть больше, чем раньше, мелких и крупных, плоских и объёмных игрушек для обыгрывания построек.
Одним из главных приёмов приобщения детей к конструктивной деятельности на данном этапе остаётся совместное со взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи.