Сидорова Елена Дмитриевна
Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;
2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;
3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.
Добрый вечер, уважаемые родители!
- Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.
- Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?
- В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т. к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
- Зачем нужно учить детей пересказу?
- В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т. е. :
• Обогащается и расширяется словарь;
• Формируются навыки словоупотребления;
• Усиливается языковое чутье;
• Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
• Внимание (умение внимать);
• Память (запоминание текста);
• Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
• Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
- Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т. к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».
Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе :
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.
- Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)
- Почему выбрали первый текст, а не второй?
- Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?
- Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
- Что нужно делать после чтения текста?
- Конечно, побеседовать о прочитанном.
- Какие будите задавать вопросы?
- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
- Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!
- Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
- Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.
- Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.
Читаю сказку.
- Как называлась сказка?
- Что при встрече сказала Лиса Раку?
- Как Рак ответил Лисе?
- Каким голосом говорила Лиса? Рак?
- Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?
- Когда Рак отцепился от Лисы?
- Что услышала Лиса от Рака?
Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.
Физминутка.
- Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.
Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.
(Кому-то одному и по ролям.)
Молодцы ребята рассказали хорошо.
- Что узнали нового?
Спасибо за встречу!