Ольга Кончик
Творческая мастерская как одна из форм обучения и просвещения родителей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является важнейшим этапом в жизни каждого ребенка. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на этом этапе является одним из ключевых условий, определяющих гармоничное развитие ребенка и его успешный переход на новую ступень развития.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи привлекает все больше внимания не только исследователей, но и педагогов-практиков, поскольку осознание необходимости быть ближе к семье, лучше понимать особенности семейного воспитания, а также обучать родителей и формировать у них основы педагогической компетентности, является достаточно острой.
Публикация «Творческая мастерская как одна из форм обучения и просвещения родителей в детском саду» размещена в разделах
Современные семьи характеризуются определенными особенностями. Они являются настолько неоднородными, что у педагога возникают трудности в том, как найти подход к каждой семье, какую форму взаимодействия избрать для того, чтобы достичь взаимопонимания с большинством родителей и достичь поставленной цели.
Творческая мастерская представляет собой одну из современных форм организации работы с родителями. И. А. Мухина определяет творческую мастерскую, как форму обучения детей и взрослых создающую условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой для этого открытия является творческая деятельность [2].
Творческие мастерские, которые могут быть использованы как форма организации работы в дошкольном учреждении могут быть следующих видов: художественная мастерская, театральная мастерская, мастерская игр и игрушек, сувенирная мастерская, архитектурная мастерская.
По мнению Н. А. Кудряшовой организация творческой мастерской базируется на учете ряда условий, которые обеспечивают ее эффективность, к их числу относятся: организация общего пространства для работы, предусмотренность мест для всех потенциальных участников, динамичность позиции воспитателя при проведении творческой мастерской, создание положительного эмоционального фона во время работы, которое способствует проявлению чувства свободы и раскрытию творческого потенциала [1].
Одной из особенностей организации творческой мастерской является то, что в ней присутствует положительная эмоциональная атмосфера, которая способствует творческому саморазвитию личности, как ребенка, так и взрослого, взаимодействие участников работы на равных, поддержка детской инициативы и самостоятельности.
Творческая мастерская, как форма организации взаимодействия с родителями вфполняет ряд функций. Диагностическая функция творческих мастерских заключается в том, что в процессе совместной деятельности педагог наблюдает за тем, как взаимодействуют родитель и ребенок, как ведут себя сами родители, каков характер взаимодействия, какие трудности отмечаются в процессе совместной работы.
Кроме диагностической функции творческая мастерская позволяет выполнять обучающе-просветительскую функцию, поскольку в процессе совместной работы педагог создает условия для того, чтобы родители приобрели новые знания и умения, а также новый опыт.
Г. В. Степанова считает, что рассматривая возможности творческой мас-терской, как формы организации работы с родителями мы можем отметить, что одним из важнейших преимуществ данной формой является неформальный характер общения, который формируется в творческом процессе и позволяет всем участникам чувствовать себя психологически комфортно и в соответствии с этим легче раскрываться, устанавливать контакт, участвовать в диалоге [3].
Благодаря тому, что складывается положительная эмоциональная атмо-сфера, и родители, и дети получают возможность приобрести новый опыт взаимодействия, который будет характеризоваться радостью совместного творчества.
В процессе занятий родители также приобретают новые знания о своем ребенке, они имеют возможность наблюдать его в другой среде, в других условиях, видеть, как ребенок общается с другими людьми. Все эти возможности позволяют во многом способствовать улучшению характера детско-родительских отношений.
Кроме того, что имеет немаловажное значение, способствует формированию крепкого коллектива в группе детского сада, для которого характерны сплоченность и устойчивость взаимодействия. В таком коллективе многие вопросы, в том числе и педагогического характера решаются гораздо легче и проще, потому, что родители открыты, готовы оказывать помощь педагогу.
Психологическое воздействие творческих мастерских на личность родителей и детей заключается в том, что совместное творчество позволяет не только раскрыться каждому участнику творческого процесса, но и способствует сближению и улучшению взаимопонимания. Педагогический аспект работы в творческих мастерских заключается в том, что они способствуют повышению уровня педагогической культуры родителей. В процессе совместного творчества педагог может обсуждать с родителями не только вопросы, касающиеся конкретной темы, конкретных умений и навыков, но и обсуждать общие педагогические вопросы, касающиеся нравственного воспитания детей, духовного воспитания и так далее.
На наш взгляд, возможности творческих мастерских еще не раскрыты многими педагогами на практике, поскольку данная форма организации работы с родителями требует значительной работы самого педагога, поскольку основная работа лежит в установлении контакта с родителями, построении диалогов, развитии содержания совместной деятельности таким образом, чтобы это было интересно для родителей, и они были готовы продолжать совместную деятельность.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи творческие мастерские обладают большим педагогическим и психологическим потенциалом, помогают решать различные задачи и способствуют улучшению характера взаимодействия не только педагога с родителями, но и родителей с детьми.
Литература:
1. Кудряшова, Н. А. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Н. А. Кудряшова // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 101-104. — URL https://moluch.ru/archive/181/46611/ ( дата обращения: 22.03.2018).
2. Мухина, И. А. Что такое педагогическая мастерская : Книга для учителя [Текст] / И. А. Мухина. СПБ, 2002. – 127 с.
3. Степанова, Г. В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности [Текст] / Г. В. Степанова. М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.