Алла Богданова
Консультация для родителей «Особенности мышления у ребёнка 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т. п.
Выделяют три вида мышления :
1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Публикация «Консультация для родителей „Особенности мышления у ребёнка 6–7 лет“» размещена в разделах
Наглядно-действенное мышление особенное интенсивно развивается у ребёнка с 3-4 лет. Он достигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
на основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
Особенности мышления у ребёнка 6 – 7 лет.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления,которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущиму дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д., то есть все то, чем занимается ребёнок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшиться в 3-4 раза.
Диагностика уровня мышления.
1. Тест: "Обведи контур" (рис. 1,1а,1б).
Оценка наглядно-действенного мышления.
Предложите ребёнку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.
Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.
Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.
Если ребёнок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур – значит, задание выполнено очень хорошо и ребёнок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.
2. Тест: "Лишний предмет"
Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения.
На рисунке 2, 2а, 2б изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.
Покажите ребёнку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один – лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого предложите ребёнку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если ребёнок 6-7 правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках – это хороший уровень развития образно-логического мышления.
3. Тест: "Нелепицы"
Оценка образно-логического мышления.
Покажите ребёнку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребёнок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
На всё задание отводится не более 2 минут. За это время ребёнок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Если ребёнок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.
4. Тест: "Раздели на группы" (рис. 4)
Оценка образно-логического мышления.
На рисунке представлены различные геометрические фигуры. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на картинку и разделить представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Ребёнок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.
На выполнение всего задания отводится 3 минуты. Если за это или меньшее время ребёнок выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры чёрного цвета, заштрихованные, незаштрихованные, большие фигуры, малые фигуры, - это хороший уровень образно-логического мышления.
5. Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребёнок отвечает на вопросы :
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днём на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
6. Почему, когда идёт поезд, опускает шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребёнку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?.
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зелёная.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т. п.)
9. Щенок, ягнёнок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т. д.
14. Гвоздь – гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребёнок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолёт и т. д.)
17. Три существенных признака как минимум:"Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т. д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т. д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т. д.
20. так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые даёт ребёнок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведённым примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребёнок правильно понял сам вопрос.
Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребёнок ответил правильно на 15-16 вопросов.