Петрухина Александра
Консультация для родителей «Особенности коммуникации с детьми, с особенностями речевого развития при ЗПР»
На сегодняшний день, речевая деятельность детей с ЗПР изучена недостаточно. Однако принято выделять три группы детей с речевыми нарушениями.
Первая группа — дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении лишь одной группы звуков.
Вторая группа — это дети с фонетико-фонематическим нарушением (2-3 фонетические группы, замена звуков фонетически близкими.
Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности коммуникации с детьми, с особенностями речевого развития при ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Таким образом, дети в плане речевого развития очень разные и требуют различного подхода. ие
Но одно можно сказать с уверенностью, что понимание речи и словарь ограничены во всех вариантах. Предлагаю просмотреть фильм о наших детях. Все внимание на экран.
Презентация:
Вот такой забавный фильм у нас получился. Вы заметили насколько дети разные и в то же время похожи друг на друга.
Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего, обеспечивает его полноценное, радужное детство, его безопасность (кормит, одевает, лечит, веселит.). Он заботится о всестороннем его развитии, во всех областях жизни.
Подскажите мне пожалуйста, в каких областях?
-познавательное
-физическое
-социальное
-речевое
-художественно - эстетическое
-культурно-гигиеническое (прививает навыки самообслуживания)
Так вот сегодня я хочу заострить ваше внимание именно на речевом развитии детей. Именно эта область чаще всего волнует родителей, является апогеем переживаний. И естественно мы всячески стремимся помочь, приложить все усилия для преодоления данной проблемы.
Давайте перечислим с какими речевыми трудностями встречается ребенок, какие нарушения речи знаете вы?
-нарушение звукопроизношения
-трудности понимания обращенной речи (многоступенчатых инструкций, поручений)
- нарушение грамматической стороны речи (неправильное построение фразы, согласование)
-скудный словарный запас (активный и пассивный)
Активный словарь — это то, что ребенок применяет в своей речи
Пассивный словарь — это то, что ребенок понимает, но не использует в активной речи.
Таким образом мы можем констатировать и озвучить проблему речевого развития детей с ЗПР.
А как же мы можем помочь?
Обратиться за помощью к:
-учителю-логопеду
-учителю-дефектологу
-врачу-невропатологу
Применять различные вспомогательные средства в виде:
-медикаментов
-микрополяризаций и. т. д.
Это все очень хорошо, однако есть еще один способ скорректировать, развить речь ребенка в домашних условиях. Родитель-самый лучший учитель!
И сейчас я предлагаю вам при помощи моей волшебной палочки превратиться в туристов попавших в другую страну, например в США, центре Нью-Йорка. Наверняка многие из вас были в данной ситуации. Вы долго гуляли по городу, устали, проголодались, зашли в ближайшую пиццерию и хотите сделать заказ. Меню с картинками нет. В вашем арсенале всего 50 слов на английском языке.
Все представили ситуацию?
У меня есть комплект карточек с отдельными словами. Вам нужно при помощи этих карточек объяснить то чего вы хотите.
Например: хочу, пицца, сыр, грибы, большой, маленький, сок, чай, один, два, дать, мне. (want, pizza, cheese, big, little, ham ,juice, tee, to give).
Составьте из этих слов предложение.
«Дать мне один большой пицца сыр, грибы».
(To give one big pizza cheese ham).
Вы построили фразу неправильно и вам дали не то, что вы хотели. Вы будете недовольны.
Вам будет трудно составить длинное, грамматически грамотное предложение, с наличием союзов, предлогов.). Тоже самое и с пониманием иностранной речи. Вы сможете понять только отдельно выхваченные из фразы слова. Уловить смысл зная контекст. Поэтому здесь смело провести параллель с детской речью. Можно отметить следующие принципы речевого общения :
-использование коротких слов
-короткие фразы
-дробление инструкции
-эмоциональное окрашивание с/интонация
-визуальное подкрепление.
-от простого к сложному
Например: «Маша, принеси мне пожалуйста большую, красную кружку, которая стоит на столе в моей комнате». Предложение для восприятия ребенка очень сложное. Лучше использовать односложную просьбу/инструкцию «Маша принеси красную кружку».
Таким образом, ребенку становится проще понять обращенную речь и запомнить конкретный образец речевого высказывания, составление фразы.
Рекомендуемые игры и упражнения: “Продолжи рассказ”, “Составляем описание”, “Запомни слова из текста”, “Лес”, “Сравни ”, “Лето”, “На реке”, “Наш дом”, “Уборка в доме”, “Мебельный магазин”, “ На улице. ”, “Транспорт”, “Хороший врач”, “Музыканты”, “Объясни пословицы”, “Кто живет рядом с нами?”, “Сложи картинку и расскажи”, “Опиши друга”, “Маленькая хозяйка”, “Птичий двор”, “Скотный двор”, “Незаконченные картинки”, “Ежики” и т. д.