Юлия Захарова
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка. Как же правильно выявить ОНР у ребенка и понять его причины?
Публикация «Консультация для родителей „Общее недоразвитие речи (ОНР), Понятие и причины возникновения“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Общее недоразвитие речи (ОНР) - форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, семантической стороны, при условии нормально развитой слуховой функции и первично сохранном интеллекте.
ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.
Причины возникновения ОНР :
1. Инфекции и интоксикации во время беременности.
2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.
3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.
4. Травмы головы и черепа.
5. Неблагоприятная наследственность.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.
Профессором Р. Е. Левиной, руководителем сектора логопедии НИИД, были выделены такие уровни ОНР:
I уровень - отсутствие нормально сформированной речи и нарушение всех компонентов речи.
II уровень - наличие начальных навыков общеупотребительной речи.
III уровень - развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
При I уровне ОНР дети 5-6 лет имеют очень бедный словарный запас, состоящий преимущественно из звукоподрожаний, лепетных слов, звуковых комплексов. К примеру, на собаку ребенок говорит "гав-гав", на маму - "ма", машину - "би-би" и тд. При этом дети могут также использовать в своей речи отдельные слова, однако при их произношении будет нарушена фонетическая и лексическая составляющая. Часто дети могут называть разные предметы одним и тем же словом. Фразовая речь у таких детей отсутствует.
При II уровне к 7 годам проявляется возможность более или менее развернуто рассказать о себе и своих близких. Наблюдается наличие аграмматизмов,незнание многих слов, нарушения звукопроизношения, нарушения в слоговой структуре слов. В речи дети нередко используют жесты, заменяют одни слова другими: "мыло" - "мыть", "нога"- "носок". Дети с данным уровнем ОНР испытывают трудности при склонении слов: "Я умывать кукла".
При III уровне ОНР разговорная речь ребенка дошкольного возраста более или менее развернута, грубые отклонения не наблюдаются, однако отчетливо выступают нарушения чтения и письма, наблюдаются проблемы в развитии звукопризношения, в лексике и грамматическом строе речи.
ОНР этого уровня в большей степени проявляется в незнании некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Понимание обиходной речи при этом уровне наиболее полное и точное.
Дети, имеющие любой из уровней общего речевого недоразвития, должны обучаться в речевых школах.