Ольга Лавренова
Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи
▼ Скачать +Заказ
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных мягкого ряда: дифференциация букв А – Я. Путешествие в зоопарк.
Цели:
- дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, фразах;
- развитие и совершенствование умения обозначения мягкости согласного на письме с помощью буквы Я; навыка словообразования суффиксальным способом (существительного от существительного); словарного запаса учащихся; фонематического слуха; звукобуквенного анализа; памяти; внимания.
Публикация «Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование:
«веселые буквы» А и Я, предметные картинки (цапля, кабан, ягуар, лягушка, иллюстрации клеток, таблички со словами (ц_пл_, к_б_н, _гу_р, л_гушк_, стихотворение, мяч.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Запись числа в тетради.
II. Сообщение темы
Сегодня мы совершим путешествие в зоопарк и продолжим работу с твердыми и мягкими согласными. А помогать нам будут буквы-подружки. Какие, вы сейчас узнаете.
III. Повторение
1. Вспомнить все гласные буквы.
2. Игра «Подружки» с перекидыванием мяча.
Мы знаем, что гласные буквы дружат парами. Я называю букву, а вы ее подружку. (а-я, о-ё и т. д.)
3. Угадайте букву:
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша.
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит.
4. Назовите подругу буквы А.
Почему они дружат?
IV. Минутка чистописания:
аяа яая
Сейчас мы отправляемся в зоопарк, а наши буквы укажут вам дорожку. Постарайтесь, чтобы дорожка была ровная и красивая.
1. Прописывание в воздухе.
2. Прописывание в тетради.
V. Дифференциация А – Я
1. В слогах:
произнесение цепочек слогов за логопедом с опорой на двигательный анализатор.
Чтобы ворота зоопарка открылись, мы произнесем волшебное заклинание. Если все будет правильно, буквы А и Я откроют нам ворота.
ТА-ТЯ-ТЯ-ТА
СА-СЯ-СА-СЯ
РЯ-РА-РА-РЯ
ВА-ВА-ВЯ-ВА
ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛА
ДЯ-ДА-ДЯ-ДЯ
2. В словах:
вставка в слова пропущенных букв А – Я.
Животные в зоопарке
Из стран холодных и жарких
Живут, поживают, не тужат
И между собою дружат.
Но, посмотрите-ка, ребятки:
В зоопарке неполадки.
Вчера зверята шалили
И мячом таблички разбили.
Все звери в клетках спрятались. Чтобы узнать, кто живет в клетках, нужно восстановить таблички.
А давайте мы, ребятки,
Устраним все неполадки.
Починим таблички, вставим буквы А – Я на место.
На доске подписи под пустыми клетками: ц_пл_, к_б_н, _гу_р, л_гушк_.
1) Чтение слова ребенком.
2) Объяснение выбора буквы А или Я.
3) Появление картинки в клетке.
4) Запись слов в тетрадь.
5) Проверка: чтение по цепочке.
3. Динамическая пауза:
образование существительных от существительных суффиксальным способом.
Логопед по ходу чтения стихотворения, называя «маму-зверя», кидает мяч ребенку. Ребенок называет детенышей во мн. числе.
Животные в зоопарке
Из стран холодных и жарких
Живут, поживают, не тужат
И между собою дружат.
И каждое утро зверятки
Играют на детской площадке.
Приводят, как в детский сад
Звери своих зверят.
Лошадь ведет … жеребят,
Медведица -,
Заяц ведет. ,
Волчица ведет. ,
Лисица ведет,
Верблюдица - ,
Тигрица ведет …
За жирафом бегут,
За ежихой бегут. ,
За слонихой идут,
За ужихой ползут,
За зеброй скачут,
За львицей несутся,
За орлицей летят … .
4. Дифференциация А – Я в предложениях:
1) Прослушивание стихотворения:
Это было в воскресенье
У тигрят на дне рождения.
Гости пели, веселились,
И вертелись, и кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Помоги гостей собрать!
2) На доске: ВАТЬЯЛ (В, Л – зеленые; А, Я – красные; Т – синяя). Дети по одному выходят к доске, дают характеристику звука, собирают слово, объясняют выбор последующей буквы : А, Я, Ь. (львята).
3) Составление предложения по вопросу логопеда. Как вы думаете, чем угощали тигрята своих гостей? (мясом). Составьте предложение о том, что ели тигрята и львята.
4) Запись предложения в тетрадь: Тигрята и львята ели мясо. Названные логопедом дети диктуют слова по слогам по ходу записи.
5) Проверка. Чтение предложения несколькими детьми по слогам.
6) Подчеркивание мягких согласных.
7) Сколько мягких согласных в предложении? (6). Какие буквы заставили их читаться мягко? (И, Я, Ь). В каком слове звуков меньше, чем букв? (львята). Почему? В каком слове букв меньше, чем звуков? (ели). Почему?
VI. Итог
С какими буквами согласные читаются мягко? Что вам больше всего понравилось на занятии?