МААМ-картинки

Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи

Ольга Лавренова
Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи
▼ Скачать +Заказ

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных мягкого ряда: дифференциация букв А – Я. Путешествие в зоопарк.

Цели:

- дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, фразах;

- развитие и совершенствование умения обозначения мягкости согласного на письме с помощью буквы Я; навыка словообразования суффиксальным способом (существительного от существительного); словарного запаса учащихся; фонематического слуха; звукобуквенного анализа; памяти; внимания.

Публикация «Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи» размещена в разделах

Оборудование:

«веселые буквы» А и Я, предметные картинки (цапля, кабан, ягуар, лягушка, иллюстрации клеток, таблички со словами (ц_пл_, к_б_н, _гу_р, л_гушк_, стихотворение, мяч.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа в тетради.

II. Сообщение темы

Сегодня мы совершим путешествие в зоопарк и продолжим работу с твердыми и мягкими согласными. А помогать нам будут буквы-подружки. Какие, вы сейчас узнаете.

III. Повторение

1. Вспомнить все гласные буквы.

2. Игра «Подружки» с перекидыванием мяча.

Мы знаем, что гласные буквы дружат парами. Я называю букву, а вы ее подружку. (а-я, о-ё и т. д.)

3. Угадайте букву:

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша.

И хоть она проста на вид,

Но начинает алфавит.

4. Назовите подругу буквы А.

Почему они дружат?

IV. Минутка чистописания:

аяа яая

Сейчас мы отправляемся в зоопарк, а наши буквы укажут вам дорожку. Постарайтесь, чтобы дорожка была ровная и красивая.

1. Прописывание в воздухе.

2. Прописывание в тетради.

V. Дифференциация А – Я

1. В слогах:

произнесение цепочек слогов за логопедом с опорой на двигательный анализатор.

Чтобы ворота зоопарка открылись, мы произнесем волшебное заклинание. Если все будет правильно, буквы А и Я откроют нам ворота.

ТА-ТЯ-ТЯ-ТА

СА-СЯ-СА-СЯ

РЯ-РА-РА-РЯ

ВА-ВА-ВЯ-ВА

ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛА

ДЯ-ДА-ДЯ-ДЯ

2. В словах:

вставка в слова пропущенных букв А – Я.

Животные в зоопарке

Из стран холодных и жарких

Живут, поживают, не тужат

И между собою дружат.

Но, посмотрите-ка, ребятки:

В зоопарке неполадки.

Вчера зверята шалили

И мячом таблички разбили.

Все звери в клетках спрятались. Чтобы узнать, кто живет в клетках, нужно восстановить таблички.

А давайте мы, ребятки,

Устраним все неполадки.

Починим таблички, вставим буквы А – Я на место.

На доске подписи под пустыми клетками: ц_пл_, к_б_н, _гу_р, л_гушк_.

1) Чтение слова ребенком.

2) Объяснение выбора буквы А или Я.

3) Появление картинки в клетке.

4) Запись слов в тетрадь.

5) Проверка: чтение по цепочке.

3. Динамическая пауза:

образование существительных от существительных суффиксальным способом.

Логопед по ходу чтения стихотворения, называя «маму-зверя», кидает мяч ребенку. Ребенок называет детенышей во мн. числе.

Животные в зоопарке

Из стран холодных и жарких

Живут, поживают, не тужат

И между собою дружат.

И каждое утро зверятки

Играют на детской площадке.

Приводят, как в детский сад

Звери своих зверят.

Лошадь ведет … жеребят,

Медведица -,

Заяц ведет. ,

Волчица ведет. ,

Лисица ведет,

Верблюдица - ,

Тигрица ведет …

За жирафом бегут,

За ежихой бегут. ,

За слонихой идут,

За ужихой ползут,

За зеброй скачут,

За львицей несутся,

За орлицей летят … .

4. Дифференциация А – Я в предложениях:

1) Прослушивание стихотворения:

Это было в воскресенье

У тигрят на дне рождения.

Гости пели, веселились,

И вертелись, и кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Помоги гостей собрать!

2) На доске: ВАТЬЯЛ (В, Л – зеленые; А, Я – красные; Т – синяя). Дети по одному выходят к доске, дают характеристику звука, собирают слово, объясняют выбор последующей буквы : А, Я, Ь. (львята).

3) Составление предложения по вопросу логопеда. Как вы думаете, чем угощали тигрята своих гостей? (мясом). Составьте предложение о том, что ели тигрята и львята.

4) Запись предложения в тетрадь: Тигрята и львята ели мясо. Названные логопедом дети диктуют слова по слогам по ходу записи.

5) Проверка. Чтение предложения несколькими детьми по слогам.

6) Подчеркивание мягких согласных.

7) Сколько мягких согласных в предложении? (6). Какие буквы заставили их читаться мягко? (И, Я, Ь). В каком слове звуков меньше, чем букв? (львята). Почему? В каком слове букв меньше, чем звуков? (ели). Почему?

VI. Итог

С какими буквами согласные читаются мягко? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс) количество часов в неделю –1 Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г).

Автор публикации:
Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 15:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лавренова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД