Олеся Климова
Консультация для родителей «Общая характеристика младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Общая характеристика младшего дошкольного возраста.
Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в посткризисный период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения между людьми, становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Общая характеристика младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Изменение приоритетов в отношении к окружающему миру приводит к появлению нового типа ведущей деятельности (ролевой игры, в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений. В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
По наблюдениям В. С. Мухиной, «с 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество» [21, с. 122].
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. «Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности, – пишет Е. О. Смирнова. – В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение» [31, с. 69]. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
«Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение» [21, с. 124].
При этом резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
В дошкольный период у ребенка появляется осознание своего «Я» под влиянием оценок окружающих – взрослых и ровесников. Этот процесс характеризуется отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, возникновением собственных желаний, стремлением к познанию самого себя. Наиболее важной чертой самосознания дошкольника является чувство собственного достоинства. Это ценное качество, которое требует поддержки и охраны со стороны воспитателя и родителей.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Основными задачами развития и воспитания младшего дошкольника В. С. Мухина считает следующие:
1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества [21, с. 125].
Е. А. Алябьева акцентирует внимание на необходимости формирования и развития у младшего дошкольника языковой и социальной компетентности. «Очень заметна языковая компетентность детей в культуре речевого общения. Знание и употребление вежливых слов, умение сочувствовать своим сверстникам, выражать радость успеху друга искренними словами – показатель сформированности морально-ценностной «кладовой» ребенка», – подчеркивает исследователь [4, с. 43].
В социальную компетентность, по мнению Е. А. Алябьевой, входит несколько компонентов:
1) мотивационный (проявления доброты, заботы, помощи, внимания, милосердия);
2) когнитивный (познание другого человека – взрослого, сверстника, – и способность понять его интересы и потребности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т. д.);
3) поведенческий (связан с выбором подходящих для ситуации способов общения и образцов поведения – культурой поведения).
«Социально компетентный дошкольник отличается хорошей ориентацией в новой обстановке, способностью выбрать соответствующую линию поведения, знанием меры своих возможностей, умением попросить о помощи и оказать ее, пониманием и уважением к другим людям. Он владеет умением сдерживать себя и вежливо сообщить о своих потребностях. Ребенок чувствует свое место среди других людей, владеет своим поведением и способами общения», – пишет Е. А. Алябьева [4, с. 47].
Обязательным условием свободы поведения является воспитание в ребенке чувства меры, предусмотрительности и осторожности. В инициативной деятельности ребенка и формируется свобода поведения. Один из важнейших моментов для обеспечения свободы поведения и самостоятельности – это владение разными средствами для построения собственной деятельности (изобразительной, игровой, конструктивной, театральной и др.).
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется целой совокупностью различных психических новообразований, важнейшими из которых являются осознание «самости», т. е. возникновение собственного самостоятельного «Я», вычленение его из «Мы», усложнение коммуникативной деятельности (усиливается любознательность, а потому потребность в общении со взрослыми и сверстниками, постижение смысла человеческих отношений, прежде всего в ходе игровой деятельности – ведущей для данного возраста. Поэтому основными задачами развития и воспитания младшего дошкольника являются : 1) развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены; 2) обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности; 3) воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению; 4) обогащение опыта самопознания дошкольников; 5) обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества – другими словами, воспитание и совершенствование культуры поведения как поведенческого компонента социальной компетентности дошкольника, тесно связанной с его языковой компетентностью.