Елена Павловна Люфт
Консультация для родителей «О программе «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Люфт Елена Павловна МАДОУ «Сказка» г. Когалым. 2021 г.
Консультация для родителей «О программе «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте».
Публикация «Консультация для родителей „О программе „Истоки“, Воспитание на социокультурном опыте“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Цель: обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка. Формирование у него базового доверия к миру. «… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится» (В. В. Зеньковский).
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в е. становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт,к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей. Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры. Программа успешно реализуется во многих регионах России Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет: - Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации; - Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста; - Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника; - Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей; - Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия; Воспитательно-образовательная программа «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ДОУв свободное от занятий время в течение всего учебного года. Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса: - В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость); В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д, художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер. Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию, которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно. Существенной особенностью программы ««Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволит взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. - Старший возраст: тема «Радость послушания». Дети сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено другом ребенку (можно использовать платочек). Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т. е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Фольклорные произведения возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память. В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи. - Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей; - Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.) - Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов). - Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний); - Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов); - Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе. Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.