Елена Павловна Люфт
Консультация для родителей «О программе «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Люфт Елена Павловна МАДОУ «Сказка» г. Когалым. 2021 г.
Консультация для родителей «О программе «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте».
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Цель: обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка. Формирование у него базового доверия к миру. «… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится» (В. В. Зеньковский).
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в е. становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт,к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей. Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры. Программа успешно реализуется во многих регионах России Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет: - Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации; - Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста; - Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника; - Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей; - Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия; Воспитательно-образовательная программа «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ДОУв свободное от занятий время в течение всего учебного года. Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса: - В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость); В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д, художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер. Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию, которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно. Существенной особенностью программы ««Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволит взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. - Старший возраст: тема «Радость послушания». Дети сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено другом ребенку (можно использовать платочек). Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т. е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Фольклорные произведения возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память. В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи. - Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей; - Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.) - Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов). - Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний); - Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов); - Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе. Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.