Наталья Сазонова
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.»
Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственное воспитание дошкольников,“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям
Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как -непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.
3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений
4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Список литературы
1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.
2. Бабанский Ю. К. «Педагогика». - М., - 2008г.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2007г.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». - М., 2005г.
5. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. - М., 2008г.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.
7. Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008г.
8. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. История педагогики. М. ,-2010г.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2008г.
10. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.
11. Дошкольная педагогика/ Козлова С. А., Куликова Т. А. ,2006г.
12. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. В. Запорожец. - М., Педагогика, 2007г.
13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., Просвещение, 2008г.
14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г.
Книги для детей по нравственному воспитанию.
1. «Мальчик – звезда». Оскар Уальд
2. рассказы из «азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка», «Девочка и грибы»,«Лев и собачка», «Филиппок» и др.)
3. «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка
4. стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
5. сказки А. М. Горького,
6. «Жадина» Я Аким.
7. Б. Жидков «Обвал», «На льдине»,
8. Коршунов «Едет, спешит мальчик»,
9. С. Я. Маршак «Неизвестный герой
Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
10. В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»
11. Я Сегель «Как я был мамой».
12. П. Воронько «Мальчик Помогай»
13. Д. Габе «Моя семья».
14. А Барто «Вовка – добрая душа»
15. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
16. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
17. Е. Благинина «Аленушка».
18. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
19. Н. Носов «Карасик», «На горке», «Огурцы», «Заплатка»
20. В. Катаев «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
21. М. Родина «Мамины руки».
22. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
23. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
24. Е. Пермяк «Мамина работа»
25. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
26. Л. Квитко «Бабушкины руки».
27. С. Михалков «А что у вас?».
28. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».