Людмила Алексеевна Котожекова
Консультация для родителей «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Всё нетрадиционное уже прочно вошло в нашу жизнь. Мы хорошо ориентируемся и знаем: пальчиковую живопись, монотипию, граттаж, кляксографию, рисование по мокрому листу бумаги, рисование восковыми мелками, свечой и т. д. И такой способ рисования, как метод печатания различными предметами (пробкой, поролоновым тампоном, обратной стороной карандаша, ладошкой) также нам хорошо знаком.
Темочки:
Работа в этой и других техниках доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможные использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Дети, увлечённые необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробочки, мелкие детали от сломанных игрушек и др.)
Возможности дополнительного выбора материалов даёт нам природа, изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных в качестве готовых печатных форм, штампов. Печать шишками, мхом, колосками различных трав, веточками, листьями очень эффективна при передаче различных объектов, их поверхности. Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребёнком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на черновом листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Вначале ребёнку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом, в процессе дальнейших художественных занятий, он начинает понимать - линией можно заменить или обозначить какую-то форму. Но если в 2.5-3 года ребёнок может «раскрепоститься» в рисунке (главное желание карандашом или краской оставить след на бумаге) и сделать это быстро, не имея определённого замысла, то уже в подготовительной группе может появиться нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения на взгляд ребёнка, правильно нарисовать что-то. Причины могут быть разными, в том числе неверный подход педагога к изобразительной деятельности, проявляющейся в следующем:
• ребёнку навязывают определённые штампы и стереотипы (трава — зелёная, небо - синее, дерево — столб или треугольник);
• исключаемая возможность самовыражения ребёнка в цвете, линии (использование «чистых цветов» без смешивания красок, чёткая обводка контура как в мультипликации);
• боязнь педагога предоставить в пользование детям самые разнообразные материалы (рисование - только цветными карандашами, лепка - только пластилином, аппликация - только цветная бумага).
Возвращаясь в своё детство, вспомним, какое значение мы, будучи маленькими, придавали своим «драгоценностям» (камешкам, кусочкам кружева, бусинам, пуговицам и др.) На взгляд взрослого это «ненужные вещи и предметы», а для ребёнка — ценней и значимей, чем настоящие игрушки. А почему бы эти «необычные материалы» не включить «детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребёнку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь
материалы, с которыми дети соприкасаются, часто случайно, вызывают у них желание посмотреть, потрогать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребёнок открывает для себя такие понятия, как «линия», «форма», «ритм». Это порой происходит неожиданно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребёнок использует возможности ритма, цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом. Чтобы ребёнок представлял, осознавал, что он делает, какой он затем получит результат, необходимо направлять его практические действия.
При этом крайне важно помнить: «направлять» ребёнка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, который в обычной жизни неприметен, в руках ребёнка «оживает» преображается и несёт в себе смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная в белый цвет, в одном случае может быть деревом, в другом — морским кораллом, кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.
Детская работа не должна быть живописной или графической. Она может быть и должна включать и другие изобразительные материалы. Лучше всего для этого подходит коллаж (приклеивание к какой - либо основе, выбранной как фон, материалов, отличающих по цвету и фактуре). При работе над коллажем детям предоставляется возможность познакомиться с разнообразными материалами: бумага, ткань, пуговицы, фольга и т. д. это пробуждает интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить свою творческую идею с помощью разных средств.
На основе практических занятий, возможна программа, назвать можно по усмотрению педагога - «Страна фантазия», «Приглашение к творчеству» и т. д.
Она состоит из 3 этапов:
1 этап - младший возраст - «Путешествие по стране «Фантазия».
Главная цель — обучить.
Изобразительный материал : гуашь, мелки, пуговицы, бумага. Дети знакомятся с приёмами работы с кистью (художественной, клеевой, делают первые «шаги» в цвете.
2 этап - средний возраст - «Мир предметов и вещей».
Главная цель - развить.
Изобразительный материал : гуашь, фломастеры, мелки, веточки, кружево, вырезки из журналов, открыток. Дети знакомятся с основами композиции и цветовидения (оттенки, тёплые и холодные цвета, гармония).
3 этап - старший возраст - «Я - художник». Главная цель — свободное творчество.
Изобразительный материал : тушь, цветные карандаши, фольга + ранее знакомый материал. Дети учатся связывать цвет с характером, образ с символом. Учатся самостоятельно, творчески подходить к теме, подбору материала композиции, определять цветовую гамму.