Папки-передвижки

Консультация для родителей «Наказывать или показывать»

Лариса Угрюмова
Консультация для родителей «Наказывать или показывать»
▼ Скачать +Заказ

Консультация для родителей : «Наказывать или показывать

составила педагог-психолог

Молотилова Лариса Федоровна

Дошкольное детство, это период, когда в ребёнке закладываются все азы будущего проявления его в мире.

И одним из важных инструментов, позволяющих достигать своих целей в воспитании детей здоровыми, миролюбивыми и разумными людьми, является процесс наказания.

Публикация «Консультация для родителей „Наказывать или показывать“» размещена в разделах

Что такое наказание?

Это причинение дискомфортных ощущений человеку, который поступил нежелательно, для того, чтобы «больше он так не поступал».

Подразумевается, что испытав неприятность, т. е наказание, человек будет избегать ее в комплекте с причиной - предшествующим «неправильным» действием.

Увы! Мы, взрослые люди, сплошь и рядом наступаем на одни и те же грабли (каждый - на свои, не смотря на по-настоящему болезненные «удары в лоб».

Однако, мы пытаемся растить своих детей с применением этого же сомнительного инструмента - неприятности вслед за ошибкой.

Почему-то считается, что если «сделать человеку плохо», это остановит его от повторения. Но на самом деле невозможно перестать совершать ошибки, если не изменится их причина - неумение владеть собой, не знание последствий, некомпетентность, торопливость и т. п.

Наказание никак не добавляет ни ума, ни навыков, ни новой мотивации. В лучшем случае - просто «закупоривает» проблему, прерывая не успешное или ошибочное действие. Но рано или поздно ситуация повториться, а вместе с ней - и ошибка.

Так в чем же альтернатива наказания?

Она есть и она одна, это показать ребенку причинно - следственные связи в его жизни.

Видите ли, когда малыш прикасается к раскаленному утюгу, утюг его не наказывает специально - свойство включенного утюга быть горячим, поэтому пальчику больно. Причина и следствие в данном случае, очевидно связаны, и ребенок, как правило, легко их улавливает, стараясь избегать их на будущее.

Но какая связь с пролитым в результате размахивания руками за столом соком, и помещением малыша «в угол»?.

«Мне было хорошо, я весело смеялся, мама шутила со мной, я

строил ей рожицы, и вдруг - раз, вместо маминой улыбки я вижу

нахмуренные брови, вижу, что мною недовольны, я не нравлюсь, я

не нужен, я - плохой, меня почему-то тащат в угол, поворачивают

лицом к стене (что мне там рассматривать) и если я хочу уйти,

меня запихивают туда же обратно. Но ведь я - тот же! Тот же

мальчик, которым был только что! Ну, на белых штанах появилось

красивое красное пятно - почему им не нравится? Эти взрослые

совсем мне не понятны!». Именно так думает ребёнок в момент неоправданного наказания.

Мы часто думаем, что рекомендации типа «не маши руками», «сиди

ровно», «не трогай того-то», «не делай этого» имеют смысл как полезные советы для малышей, вы заблуждаетесь!

В мире детей макароны, разложенные по поверхности стола – это прекрасный строительный материал, а фата для Барби из кусочка маминого

платья - вполне уместна и желательна!

Дети исполняют непонятные им и бесполезные с их детской точки зрения просьбы и распоряжения взрослых по другой причине - они хотят мира и любви! Они еще не забыли ту простую истину, что жизнь дана для счастья, а не для борьбы, и очень хотят, что бы мама улыбалась, а дедушка разговаривал «добрым голосом». Просто, потому, что до 5-7ми лет ребенок может слушаться взрослого по «бесполезному» и «ненужному» для себя поводу ради мира вокруг себя. Или по другой причине - из страха (в первом случае дети не боятся, они испытывают отвращение к грубости).

Но главная проблема остается - ребенок не понимает, зачем ему

поступать иначе?

Если Вы хотите повлиять на поведение человека - совершенно бесполезно объяснять ему, почему он не прав, найдите аргументы, показывающие, зачем ему поступать по другому. Какой бонус он получит в результате этого поступка?

Если в результате разлитого на штаны сока мама говорит с сожалением: «Эх, теперь мы не сможем пойти на детскую площадку - джинсы еще мокрые после стирки, придется тебе одному в кубики дома играть!», то ребенок получает пример причины и следствия, никак не связанный с эмоциональным осуждением или отвержением. Такое-то действие привело к утрате такой-то возможности.

В жизни малышей важно набрать количественный багаж подобных

«связей» : не захотел убрать игрушки, скажите, что мне очень жаль, в цирк

мы опоздали (и правда жаль – билеты не дешевые, и время я

специально выделяла для совместного похода, а теперь выходной

день пропал, грустно).

А самое главное надо понимать, что если ребенок не получит этот опыт, если вы, прикрикивая и нервничая заставляете его «шевелиться», а потом в

плохом настроении идете в цирк, все повториться вновь: дети живут

«здесь и сейчас»!

В следующий раз он будет снова вредничать по каким-то своим соображениям (о «человеке-пауке» переживает, например) и нет у него записи в памяти об опыте, когда подобное действие привело к утрате желаемых возможностей. И напомнить вам ему нечего, чтобы он задумался и выбрал: идет он в кино, например, или нет!

Ключевое слово здесь - выбрал.

Чем раньше ребенок замечает, что от его выбора зависит его собственная жизнь – тем раньше он начинает «владеть собой», сам фокусирует внимание на необходимом.

Главное - не побуждать его выбирать то, что удобно Вам.

Помогите увидеть обе альтернативы события, а потом дайте ему выбрать неудобство. Пусть он проживет последствия на фоне вашего сочувствия, сказав: «Жаль, конечно, зато ты теперь знаешь, что такой выбор - не самый лучший, в следующий раз выберешь другое!»

С детьми постарше надо заключать двусторонний договор.

Обратите внимание - не вымогать обязательства: «Я тебе - это, а ты мне - это, обещаешь?», а действительно обсуждать взаимные ожидания.

Например, я готов отпускаю тебя гулять в другой район города, в случае, если у тебя всегда доступен телефон. Забыл его зарядить, или вообще забыл дома - это уже твоя ответственность.

Недоступен - контракт нарушен, три дня не гуляешь.

Причины и следствия обговорены.

Если Вы начинаете рассматривать жизнь ребенка как процесс получения опыта, а не набор ожидаемых результатов, Ваша родительская миссия существенно меняется: из «оценщика» - хорошо (плохо, Вы превращаетесь в наблюдателя/ проводника: «что произойдет если ты сделаешь так?» или: «давай посмотрим, почему так получилось?»

И главный вопрос: «Кому от этого хорошо (плохо?».

Если Вы не дадите ребенку возможность упасть с лесенки или поссориться с бабушкой – он никогда не прочувствует последствия и, таким образом, не получит оснований для того, что бы поступить по-другому. А Ваша, родительская задача – быть зеркалом, которое насколько возможно беспристрастно отражает то, что случилось «по факту» и помогает ребенку понять, что чувствуют взрослые в этой ситуации.

Например, мальчик 4х лет убегал от бабушки на прогулке в детском парке. Ни уговоры, ни «приструнивания» - не действовали. В

результате уставшая и недовольная бабушка, вернув ребенка

родителям после выходного дня, высказала им все, что она думает по поводу неправильного воспитания их сына, и отказалась в следующий раз взять его на прогулку.

Совершенно бесполезно обвинять и тем более - наказывать ребенка, поскольку бегать в парке - его естественная потребность.

Давайте будем честными: не надо говорить сыну, что «хорошие мальчики так не поступают!»

Наоборот – признавая в ребенке его собственные желания и потребности, Вы открываете дверь его внимания к Вашей жизни. Если Вы «проговорите» то, как Вы поняли мотивы ребенка, он услышит и Ваши мотивы. В данном случае - объяснения того факта, что по сложившимся обстоятельствам кроме бабушки некому поиграть с ним в парке, а для бабушки непереносимы его «пропадания» из поля зрения. Как он думает: лучше остаться дома одному или принять условия прогулки? И как он думает - получится ли у него играть на одном месте, может это ему не по силам? А дальше - дайте ребенку прожить свой выбор вместе с последствиями.

Есть большая разница в содержании поступков: вы можете делать одно и то же, но в одном случае подчиняясь чужой воле, а в другом, выбирая это по своим мотивам.

Если Вы хотите побудить ребенка поступать определенным образом, то надо помочь ему найти собственный мотив для такого действия и предоставить выбор.

Как только Вы начнете практиковать такой подход, Вы удивитесь тому, как разумен Ваш ребенок и сколько ненужного контроля вы можете с себя снять.

Публикации по теме:

«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Наказывать или нет?» «Наказывать или нет ребёнка?» - вот какой вопрос встаёт перед молодыми родителями, когда ребёнок не слушается и плохо себя ведёт. Надо продумать.

Консультация для родителей: «Наказывать или поощрять?» Перед нами часто возникает вопрос: «Как добиться исполнения требований?". Для многих людей поощрения и наказания, являются основными методами.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Наказывать или показывать»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 11:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Наказывать или показывать»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Угрюмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД