Татьяна Мамаева
Консультация для родителей «Начинать ли изучение иностранного языка в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки. В дошкольном возрасте у детей активно развивается фонематическое восприятие, так как происходит активное изучение родного языка. Именно в этот период происходит становление правильного звукопроизношения и закладывается фундамент грамотного письма в будущем. Ребёнок слышит речевые звуки, учиться их различать и правильно произносить. Когда у детей слабо развито фонематическое восприятие, тогда нарушается звукопроизношение, либо возникают проблемы при освоении письма и системы родного языка в целом.
Публикация «Консультация для родителей „Начинать ли изучение иностранного языка в детском саду?“» размещена в разделах
В последнее время стало очень модным изучать иностранный язык в дошкольном возрасте. Всегда ли этот шаг является оправданным? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Действительно, если фонематическое восприятие соответствует возрастной норме, то период дошкольного детства – период наиболее благоприятный, по мнению многих авторов, для изучения иностранного языка. У ребёнка развивается слуховая память, формируются основы для успешного изучения языка в дальнейшем.
Но что же происходит, когда фонематический слух развит недостаточно и родители отдают ребёнка на курсы иностранного языка?
Фонетические, то есть звуковые, системы разных языков различны : то, что в одном языке считается нормой, в другом – нарушение. Например, в английском языке многие звуки произносятся с зажатым между зубами кончиком языка. В русском же языке таких звуков нет, и данное произнесение считается нарушением. В французском языке присутствует носовое произнесение некоторых звуков, а также знаменитое «горловое» [р], в немецком языке звук [р] произносится одноударно. Это лишь небольшой перечень фонетических несовпадений языков. Ребёнок, который не овладел звуковой системой родного языка в достаточной мере, при изучении двух и более языков начинает путаться. В конечном итоге родители получают огромные проблемы в школе при обучении грамоте, да ещё и ругают ребёнка за то, что он пишет с ошибками и путает, казалось бы, совсем не похожие, буквы на письме. В случае, если у ребёнка нарушено и звукопроизношение, то ему гораздо труднее услышать правильный звук, а, соответственно, и начать употреблять его в речи. При этом дети, имеющие те или иные проблемы с родным языком, быстрее утомляются, а повышенная нагрузка до добра, как правило, не доводит.
Некоторые родители утверждают, что на занятиях от ребёнка не требуется соблюдение фонетических норм изучаемого языка, и он просто запоминает новые иностранные слова. Во-первых, если родители хотят просто развивать слуховую память ребёнка, то почему нельзя это делать на материале родного языка при, например, запоминании тех же стихотворений. При этом память развивается, не нанося урон формированию и развитию родной речи.
Во-вторых, даже если детям не обязательно правильно произносить слова, педагог произносит слова, реплики, стихотворения так, как того требует изучаемый язык. Соответственно, ребёнок слышит и запоминает неправильный для своего языка образец речи, пытается подражать, повторять за педагогом. В итоге, в голове у ребёнка путаница.
Начинать или не начинать изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?
Начинать только в том случае, если ваш ребёнок произносит правильно ВСЕ звуки родного языка и не смешивает их (определить так ли это поможет только специалист - логопед).
И, в подведении итогов, хочется задать вопрос родителям : как вы думаете, если ребёнок не освоил в достаточной для своего возраста степени один язык, сможет ли он на этом этапе освоить одновременно и второй?