Светлана Гаврилова
Консультация для родителей «Встреча с прекрасным»
▼ Скачать
Консультация для родителей на тему : «Встреча с прекрасным»
Что такое эстетическое воспитание?
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть
Публикация «Консультация для родителей „Встреча с прекрасным“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
- Зачем нужно развивать ребенка с этой стороны?
- Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Очень важно научить видеть красоту. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
- Как осуществлять эстетическое воспитание?
- Прежде чем начать говорить про методы, следует остановиться на задачах эстетического воспитания. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. При этом важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.
Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
- Как развивать ребенка с эстетической стороны в домашних условиях?
- Ранее мы уже говорили о том, что в развитии эстетического воспитания большое значение имеет познание искусства. Эстетически ребенка можно развить в процессе художественной деятельности, так как дошкольникам доступны почти все ее виды - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка.
Творчество проявляется и в игре. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Любовь к искусству можно вызвать и с помощью произведений детской литературы, музыки и живописи. Для чтения нужно подбирать книги, разные по содержанию и настроению: серьезные и смешные, веселые и грустные, о хороших и плохих, смелых и трусливых людях, о благородных поступках, о природе, животных. Очень важно, чтобы книги вызывали самые разнообразные чувства ребенка, учили его радоваться и печалиться, восхищаться, любить и ненавидеть.
Необходимо поддерживать и поощрять детей стремлением поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приучать их отвечать на вопросы, заучивать наизусть. Чтение художественной литературы должно сопровождаться беседами, цель которых — развивать наблюдательность и вкус ребенка, способность анализировать поступки героев, характер их взаимоотношений, а вместе с тем взвешивать и свои поступки.
Вызывать интерес к окружающей нас природе можно во время обычной прогулки, обращая внимание ребенка, например, на красоту неба, деревьев, на хорошее поведение прохожих. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.
Очень важное значение для эстетического воспитания имеет и поход в музеи, театры, посещение выставок.
Театр открыт для юных зрителей уже с возраста 1,5 года. Спектакли для самых маленьких обычно идут не более 30 минут, наполнены яркими персонажами, детскими песенками, которые заинтересуют ребенка и подарят приятные впечатления. Кукольный театр приходится по душе дошкольникам.
Музеи рекомендуется посещать, начиная с возраста 4-5 лет. Необходимо подобрать выставку детской тематики, обычно детей очень увлекают выставки, связанные с животным миром. Внимательно наблюдая за реакцией родителей на произведения искусства, ребенок сам начинает проявлять интерес к музыке, живописи, поэзии. Если грамотно организовать процесс эстетического воспитания, дошкольник сможет понимать предметы искусства, а также видеть красоту в повседневном (природе, быту, одежде, людях).
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т. д., а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).
Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).
Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т. п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.
Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия, постепенно постигает их художественный «язык».
Восприятие живописи детьми. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.
Восприятие детьми графики. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.
Восприятие скульптуры детьми. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. / Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.
Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому - это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания.
К сожалению, практика семейного воспитания показывает, что посещение театральных зрелищ, музеев, выставок является скорее исключением, чем правилом. Развитие ребёнка как гармоничной личности во многом зависит от нас, взрослых.
МУЗЕИ
Как здорово, когда родители берут за руки своих детей и ведут их в музей, сами рассказывают им об экспонатах, учат понимать прекрасное, вместе переживают радость маленьких открытий. Музеи – замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят развить в своем ребенке заложенное природой и расширить его кругозор, что поможет маленькому человеку обрести собственное видение мира.
Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ваш малыш будет воспринимать подобные мероприятия.
У каждого человека свой круг интересов, разным людям интересны разные вещи, поэтому вести ребенка надо туда, где ему будет действительно интересно. Обязательно подстраивайтесь под интересы ребенка (не свои,
Учитывайте его природные склонности и таланты. Начинать лучше с небольших музеев, которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Не стремитесь объять необъятное! Лучше заведите семейную традицию по выходным гулять по Москве, заходя в музеи, и вы обеспечите себе и детям интереснейший досуг.
Как подготовить ребенка к походу в музей
Наконец, вы выбрали музей, который наверняка заинтересует вашего ребенка.
Следующий важный этап – подготовка к походу в музей. Ваша задача – так заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он четко знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям надо исходить из интересов ребенка:
«Ты ведь так любишь животных – давай сходим в музей, где много разных зверей» или «Твои любимые сказки написал Корней Чуковский. Хочешь, пойдем в дом, где он жил и придумывал эти сказки и стихи?» Или такой вариант: «Ты ведь такой знаток автомобилей! А ведь есть музей, где собраны самые интересные марки машин. Пойдем?
Малыш должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.
Самое мучительное для ребенка – смириться с тем, что в музее ничего нельзя трогать руками., особенно, если экспонаты находятся не в закрытых витринах, не отгорожены, а здесь, рядом. Поэтому заранее объясните ребенку, как вести себя в музее, а главное – почему именно так. Приведите простой довод: каждый день в музее бывают сотни посетителей и, если каждый из них дотронется до картины (скульптуры, что от нее останется через несколько дней?
Также необходимо напомнить ребенку, что в музее нужно не только смотреть самому, но и давать другим людям такую возможность. Поэтому нельзя кричать и бегать. Пусть ребенок еще дома изобразит вам, как он будет ходить в музее, «тихо, как мышка», не шуметь, ничего не трогать.
Посещение музея
Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание: большое оно или маленькое, что его украшает (колонны, лепнина и т. д.). Музейные торжественные двери, необычная атмосфера, особенный запах – все поразит малыша и останется в памяти, если вы обратите на это его внимание.
Решив начать с большого музея, ни в коем случае не стремитесь обойти все его экспозиции: малыш устанет и скорее всего все сольется у него в одну бесконечную и бессмысленную ленту. Лучше заранее наметить один зал и тщательно его осмотреть, не задерживаясь в других. Например, выбрав Третьяковскую галерею, начните с зала Виктора Михайловича Васнецова. Подготовиться к такому походу просто – читайте ребенку русские народные сказки,
Показывайте ему открытки или книги с репродукциями картин художника, диафильмы. Прейдя в музей, ребенок сам с радостью узнает старых знакомых. В продолжение этой темы можно посетить с ребенком Дом-музей В. М. Васнецова (пер. Васнецова, д. 13) – волшебный терем, который художник построил по собственному проекту для своей семьи. Здесь тоже много сказочных картин: Спящая красавица, Царевна Несмеяна, полотна, созданные по другим сказкам. Завершить знакомство с творчеством этого художника лучше всего в подмосковном Абрамцеве, где многое создано по его проектам, есть даже сказочная избушка на курьих ножках.
Если Вы с ребенком решили посетить Ломаковский Музей старинных автомобилей и мотоциклов (Хлебозаводский пр. ,7, стр. 2)
подготовка будет совсем иной. И заняться этим лучше папе. Все мальчики, отцы и дедушки любят машины и разбираются в них, так что настоящий мужской разговор об истории автомобилей, различных моделях и важных технических деталях - лучшая подготовка к посещению этого необычного музея.
Отправляясь в литературно-мемориальный музей (например, в Дом-музей К. И. Чуковского, А. С. Пушкина, почитайте с ребенком книги этих писателей и поэтов и расскажите о их жизни.
Если вы направляетесь в один из исторических музеев (например, Оружейную палату, можно заранее объяснить ребенку, что в старину люди жили совсем по-другому: и дома, и мебель, и одежда, и транспорт были совсем не такими, как теперь. А чтобы ребенок хоть как-то сориентировался, когда же были те или иные события, вполне достаточно сказать: «Это было, когда бабушка была маленькой… или… когда бабушкина бабушка была маленькой».
Перед походом в музей биологический (например, Дарвиновский или Зоологический) побеседуйте с ребенком о тех животных, которых он знает, рассмотрите их на картинках, вспомните, кого из них он видел в зоопарке.
Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется нарисовать то, что им больше всего понравилось в музее. Важно поощрять такие творческие начинания ребенка.
Если в музее возникли вопросы, на которые Вы не смогли ответить сразу, прейдя домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.
Словом, отнеситесь к посещению музеев творчески – польза от этого будет огромная не только для ребенка, но и для всей семьи. И пусть лучшей наградой вам станет вопрос ребенка: «А в какой музей мы пойдем в это воскресенье?»