елена рябчун
Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Речь, как средство общения. Этапы развития»
В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Известно, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.
Публикация «Консультация для родителей „Речь, как средство общения, Этапы развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
На первом этапе ребенок еще понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складывается условия, обеспечивающие владение речью в последующем. Это довербальный этап.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играет коммуникативного фактора. Межиндивидуальная функция речи (т. е. средство общения между людьми) не только генетически исходная /, но и основополагающая в становлении речи. Ребёнок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Наблюдения показывают, что одно из первых и наиболее разительных проявлений госпитализма – задержка или полное отсутствие речевого развития - это следствие дефицита общения. Первая и самая настойчивая рекомендация педагогов раннего детства – как можно больше и чаще разговаривать («общаться») с детьми. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Значит коммуникативный фактор – это решающее условие появления и развития у детей речи на всех трех этапах ее становления (в довербальнвый период, в момент возникновения речи и в дальнейшем ее развитии).
Становление и развитие речи в ее коммуникативной функции в свете концепции о генезисе общения предполагает две особенности в подходе к проблеме возникновения речи у детей: особенности понимания самого общения и представления о связи речи с общением.
Общения рассматривается как коммуникативная деятельность и речь – как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.
Потребность в общении выстраивается, как необходимость общаться в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач и изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым.
Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослыми.
- диалог с такими детьми распадается, превращается в формальную вопросно-ответную беседу;
-при общении друг с другом преобладает активность одного из партнеров.
Нарушение коммуникативной деятельности детей с ОНР затрагивает все компоненты общения, и проявляются в снижении речевой активности и потребности в общении, в незаинтересованности детей в контакте, нежелании общаться вербальными средствами. Общение детей с речевыми нарушениями изобилует конфликтами, вызванными отсутствием ориентации на партнера, игнорированием его интересов в ходе беседы.
Следовательно, такие дети испытывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении со сверстниками и окружающими.
Существует много игр и упражнения для детей с затруднениями в общении. Вот некоторые из них:
«Узнай друга» - игра проводится среди детей или между родителями и детьми. Участнику завязывают глаза, он должен узнать с помощью рук, ощупываю волосы и т. п.
«Комплименты» - сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то повалить. Ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно!»
«Положения ко дню рождения» - дети стоят по кругу и по очереди говорят поздравления и пожелания имениннику.
«Бывает – не бывает» - педагог показывает картину и придумывает небылицу: лошадь летает, дети доказывают, что так не бывает: лошадь не летает, у неё нет крыльев.
«Угадай, кто это» - педагог или ребенок описывает кого-нибудь из детей : внешность, одежду, характер, склонности к тем или иным занятиям. Дети угадывают, о ком идет речь.